Пятьдесят лет назад, летом 1966 года, в Рыбинске был создан Дорожно-эксплуатационный участок, впоследствии МУП «ДЭС». О первых шагах коммунального предприятия, о том, какие перед ним ставились задачи и как удавалось их решать, рассказала Валентина Рыбникова, в прошлом начальник ДЭУ.
— Дорожно-эксплуатационный участок при горисполкоме Рыбинска организовали в 1966 году. Руководить новым предприятием назначили Валентину Ивановну Бондыреву, с которой мы вместе работали в пошехонском автодоре и обслуживали трассу Рыбинск – Пошехонье-Володарск.
Валентина Бондырева возглавила ДЭУ в июне, а в октябре на подмогу ей, заняв должность главного инженера, пришла подруга. Было в ту пору Валентине Рыбниковой 27 лет, за плечами она имела годичную школу дорожных мастеров и десятилетний опыт работы по содержанию дорог.
Предприятие организовал горисполком, а материально-технической базы ему не дал, дескать, добивайтесь всего сами. Лишь для строительства гаража и будущей конторы отвели заболоченный участок на Софийской улице да на четвертом этаже дома № 19 на Пролетарской (сейчас – Стоялой) улице выделили небольшую комнатку под контору.
— Чтобы сформировать штат, стали звать на работу знакомых. Принимали всех независимо от опыта, квалификации, образования – лишь бы пришли, — рассказывает Валентина Рыбникова.
Тогда несколько молодых ребят — Александр Павлович Кровлин, Александр Федорович Парамонов, Владимир Николаевич Павлов — пришли в ДЭУ после службы в армии, а потом отдали пред- приятию многие годы жизни, стали ветеранами, а Владимир Павлов был удостоен звания «Заслуженный работник коммунального хозяйства».
Вручную улицы Рыбинска от снега и грязи не очистишь, а техники в ДЭУ не было, поэтому обратились к промышленным предприятиям. Помощь пришла с мехзавода. Руководство Волжского машзавода выделило коммунальщикам списанные машины.
Потом удалось установить связь с заводом им. Лихачева, на нем закупили еще пять самосвалов, потом достали несколько специальных машин, в том числе пылемоющую, которые облегчили работы на дорогах.
О ДСУ заговорили в городе, на предприятие пришли новые специалисты, работать стало интереснее.
— У нас сформировался молодой дружный коллектив, — продолжает рассказ Валентина Рыбникова, — перед которым городское руководство иногда ставило на первый взгляд непосильные задачи. Например, весной городские улицы, как и сейчас, требовали срочного ремонта. И не всегда на них удавалось положить свежий асфальт. Поэтому ямочный ремонт зачастую делали кирпичной крошкой или шлаком, которые доставали где придется. Жители Рыбинска не в пример современному поколению относились к такому «ноу-хау» вполне терпимо, они понимали: если коммунальщики что-то не сделали, то не потому, что не захотели, а потому, что действительно не смогли.
У руководителей предприятия не было ни секретаря, который бы дежурил на телефоне, ни личного автомобиля с шофером. Контролировать работы в разные районы города они отправлялись на общественном транспорте, а чаще ходили по улицам пешком. Но жители города хорошо знали телефон диспетчера предприятия Зои Дмитриевны Ненишиной и часто набирали его, чтобы просить срочной помощи дорожников.
Так ДЭУ работало, развивалось, расширяло парк машин. Держать технику под открытым небом было неразумно, поэтому в 1967 году начали строить новое здание, в котором должны были разместиться и гараж, и мастерские, и контора, и бытовки для рабочих.
— Ни материалов, ни специальной строительной техники у нас не было. Строить решили на бутовом фундаменте, здоровенные валуны для него искали, выкапывали и привозили с полей, — вспоминает бывший руководитель.
В условиях советского дефицита не было в свободном доступе и кирпича: его достали, познакомившись на какой-то конференции с директором силикатного завода.
В 1973 году Валентина Бондырева перешла на работу в Ярославль, где возглавила управление строительства автодорог, а Валентина Рыбникова стала исполнять обязанности начальника ДСУ. Под ее руководством рабочие участка продолжали ухаживать за городом – ремонтировали дороги, красили ограждения и перила волжского моста, сражались со снежной стихией, устанавливали дорожные знаки и светофоры.
— Раньше, как мне сейчас вспоминается, снега было гораздо больше, а самые большие сугробы скапливались на площади около собора, — говорит она.
При сильных снегопадах объявляли аврал. По вечерам и в выходные на уборку города выходили специалисты ДСУ – слесари и техники. На безвозмездной основе помощь дорожникам оказывали Рыбинское УМСР, промышленные и транспортные предприятия, даже военные.
Встретила как-то Валентина Рыбникова Анатолия Павловича Урова, он ей рассказывает: еду, говорит, по Окружной дороге, а навстречу – какая-то чудовищная машина. Председатель исполкома сразу и не понял, что это танк, к которому прицепили бульдозерный отвал. Такой нетрадиционный выход из положения нашли офицеры и солдаты из воинской части в Белево. А вот РУМСР и тогда отличался хорошей обеспеченностью: первым в области оно приобрело такие чудо-машины, как японские экскаваторы «Комацу», и щедро делилось ими во время форс-мажорных обстоятельств с ДЭУ.
Несмотря на недостаток материалов и техники, руководство предприятия как могло заботилось о коллективе. Для рабочих было организовано горячее питание. У кого не было жилья, давали комнаты. А когда начали выполнять заказы предприятий по благоустройству дворов у новостроек, специалистам стали предоставлять новые квартиры.
27 лет проработала Валентина Львовна Рыбникова в Дорожно-эксплуатационном участке. В 1992 году она ушла на заслуженный отдых, но по сей день вспоминает коллег и любимую работу.
— Каждый наш рабочий день заканчивался определенными результатами: убрана или отремонтирована улица, очищена территория, вывезен снег, поэтому ежедневно все мы, и руководители предприятия, и рабочие, получали огромное удовлетворение от своего труда, — говорит она.
Валентина Львовна благодарит за труд людей, с которыми ей довелось работать, и желает им и их семьям здоровья и достатка.