Темы 6 октября 2016

«Учитель – проводник, а не диктор»

Наталья Косилова – учитель русского и литературы, опытный методист в поиске форм урока, подходов к детям.  Ученик для нее — соратник в поиске ответов на сложные вопросы

Наталья Косилова – педагог многопрофильного лицея № 2 с солидным стажем. 30 лет она помогает школьникам полюбить родной язык и литературу. Кроме того, она… учит учителей. Долгое время Наталья Александровна работала методистом Рыбинска и Рыбинского района, и сегодня она аттестует учителей на первую и высшую категории.

В то же время она совершенно не похожа на строгого ментора, настроенного поучать и давить. Общаясь, она мягко жестикулирует, как бы подталкивая к тебе свою мысль, ее речь богата образами и примерами. Ее хочется слушать.

Путеводной звездой в профессию для Натальи Александровны стала педагог русского языка и литературы Галина Вениаминовна Успенская.

— Ученики много общались с ней во внеурочное время, обсуждали волнующие вопросы, делились самым сокровенным, — вспоминает педагог. — Для нас она стала, как бы сейчас сказали, духовным наставником.

Вдохновившись личностью Успенской, юная Наташа стала работать вожатой в рыбинской школе № 2, а позже поступила на заочное отделение педагогического института им. К.Д. Ушинского.

Многие учителя говорят: профессия не позволяет расслабляться, ты все время учишься. Так и Наталья Александровна, обучаясь на заочном отделении, она привыкла, что знания не падают с неба: сведения о литературе разных эпох и методах преподавания ей приходилось находить самой.

— Учеба для меня — это самостоятельно добытые знания. И по сей день я в постоянном поиске новых форм уроков и подходов к детям. И воспитанников учу – докапывайтесь до истины сами, не ждите, пока вам ее предложат в готовом виде, — говорит она.

izobrazhenie-002

 Какой он, современный ученик?

По словам педагога, дети за 30 лет сильно изменились.

— Ученик сегодня свободно, без страха, выражает свою позицию, это здорово, — рассказывает Наталья Косилова. — И вместе с тем он утерял культуру диалога, умение слышать собеседника. Я учу их не быть «глухарями на току», вслушиваться в ответы друг друга, анализировать их. Так же и общение со взрослым — культура общения между ним и ребенком должна быть обязательно! Сегодня дети – зачастую центр семьи, все крутятся вокруг них. Так ребенок не научится жить в обществе, его «социальные мускулы» не разовьются. Бояться он вас не должен, но слышать – обязательно!

Во все времена школьникам трудно читать классическую литературу. Нельзя их оставлять один на один с текстом, уверена педагог.

— Проблема классической литературы — непонятный язык, — объясняет Косилова. — В 6 классе мы изучаем «Повесть временных лет». Там столько чуждых нам реалий и слов! Но нравственные основы понятны любому даже через века. На них я и делаю упор.

Она призывает родителей развивать мышление детей, ведь классическая литература нуждается во вдумчивом читателе.

— Учите детей размышлять над жизненными ситуациями или обстоятельствами в книге. Пусть ребенок всегда высказывает свое мнение, а слова «твое дело маленькое» никогда не звучат в вашем доме. Он дорос до своего мнения — уважайте его. Много читайте своему малышу. Потом он уже не сможет остановиться, — советует педагог.

 Новое время – новые сказки

Выпускники Натальи Косиловой – искусствоведы, историки, юристы. И, конечно же, педагоги. Размышлять, анализировать их учил весь уникальный педколлектив лицея. А красивая и грамотная речь – безусловная заслуга Натальи Александровны, ее уроков — живых, острых, необычно построенных.

Она постоянно в поиске новых форм преподавания, так как уверена: старые способы больше не работают. Знакома ситуация, когда ребенок дремлет под мерное жужжание учительского голоса? На уроках Натальи Александровны такого не бывает, у нее ученики сами сочиняют басни, очерки, стихи. В роли критиков они разбирают сочинения одноклассников. В роли учителей объясняют признаки былины. Обычный пятиклашка превращается в ученого, который каждый миг совершает открытия.

— Мы начинаем изучение «Тараса Бульбы» с финальной сцены, где главный герой остается искать трубку в поле, по сути, отдавая себя в руки врагу, — раскрывает свои секреты Косилова. – Так у детей возникает острый интерес узнать причину этого поступка, они внимательно всматриваются в текст, анализируют его. А на диктанте, если взять неинтересный текст, все уснут через три минуты. А я беру сказку Сергея Козлова, автора «Ежика в тумане», и дети с увлечением ищут там орфограммы.

На открытые уроки к Косиловой съезжаются педагоги со всей России. Ее постоянные гости — преподаватели Ярославского института развития образования и, конечно же, рыбинские коллеги, которые спешат к ней за советом.

— У Натальи Александровны есть неоценимое для педагога качество – она все сложное умеет делать простым, — рассказывает Маргарита Лапина, педагог многопрофильного лицея № 2. — Кроме того, она стремится помогать людям и умеет это делать. Ученики любят ее за отзывчивость и простоту в общении. К ней не страшно подойти и спросить о чем-то, не страшно ошибиться. Более того, она уникальный методист — ее знают все рыбинские педагоги русского языка и литературы, мы с удовольствием ходим на ее открытые уроки. Без преувеличения, она один из лучших педагогов Рыбинска.

 В учителя с пятого класса

На вопрос, как уже в детстве понять, что ты сможешь работать с детьми, Наталья Александровна отвечает просто: ребенок общительный, умеющий налаживать отношения со сверстниками, и тот, кто легко делится опытом, сможет стать хорошим педагогом.

— Дети должны как можно раньше побывать по ту сторону учительского стола, — говорит она. — Сегодня ребята начиная с младшей школы пишут проекты. Да, это непросто: материал найди, проанализируй, запиши, выучи. А ведь это и есть работа учителя.

Пятиклассница Косиловой создала проект о песне «В лесу родилась елочка» и защищала его перед первоклашками.

— Теперь она знает, каково это – донести знания, зажечь ими других людей. Ведь учитель не тот, кто владеет сокровенными знаниями по физике, русскому языку, геометрии. Это человек, который нашел путь к знаниям и может этот путь показать другим. Это проводник, а не диктор.

В чем для Косиловой суть учительства?

— Для меня — в пушкинских строках «Нет, весь я не умру», — продолжает педагог. — Учитель, как и родитель, весь не умрет – часть его души, силы, терпения, чувства юмора перейдет к ученикам. Мы иногда встречаемся с ребятами, и они говорят, что помнят все: мои уроки, произведения литературы, которые мы изучали. Они признаются: это я привила им потребность читать, говорят, что везде с собой носят томик Чехова или Довлатова. В эти моменты я не могу сдержать слез. Значит, все было не зря.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме