Темы 19 октября 2016

Промышленный прогресс в масштабах Рыбинска

Как Рыбинск превратился в крупный промышленный город, гости узнают, посетив выставку «Двигатель города»

Трудно представить, каким бы был наш город, не будь в нем крупных промышленных предприятий, таких как наш столетний юбиляр — «НПО «Сатурн». Скорее всего, Рыбинск был бы живописным, но до крайности тихим и провинциальным местом, а рыбинцы уж точно не отличались бы стальным характером.

Рыбинск прошел долгий путь — от столицы бурлаков до крупного промышленного города, слава о котором гремит на всю страну: сейчас мы в авангарде авиадвигателестроения, и это факт. Изучить и понять, как Рыбинск развивался все эти годы, мы можем вполне наглядно — посетив выставку «Двигатель города» в Рыбинском музее-заповеднике.

 Новый завод в старинном городе

Шумная компания школьников притихла, попав в большой выставочный зал, где собрано множество экспонатов – свидетелей векового триумфа моторостроительного завода, ныне ПАО «НПО «Сатурн». Среди них миниатюрные модели двигателей, самолетов, фотографии, награды передовиков и даже такие вещи, которые, кажется, совсем не связаны с промышленной тематикой, – банки из-под консервов, швейная машинка, женские сапоги.

Впрочем, удивляться здесь нечему, ведь завод — это люди, их повседневная жизнь с заботами и хлопотами, их трудовые достижения. «Мы постарались создать экспозицию, иллюстрирующую взаимную неразрывную связь города и предприятия, показав ее с разных сторон», — рассказала куратор выставки, заведующая сектором истории края Оксана Гожалимова.

dsc_5526

Большой толчок к развитию города первоначально дало строительство в 1916 году автомобильного завода «Русский Рено», из которого впоследствии «вырос» моторостроительный завод. В самый разгар Первой мировой войны, когда большинство мужчин были на фронте, строительство нового предприятия в основном легло на женские плечи. Это стало началом индустриальной страницы в истории города, и не случайно в 30-е годы 20 века именно в Рыбинске были выпущены первый в стране дорожный каток, первая плоскопечатная машина «Пионер». И мы одними из первых стали собирать авиационные двигатели.

Государственный автомобильный завод, машиностроительный завод № 26 имени Павлова – в первые десятилетия своей истории предприятие называлось по-разному. В свое время эта стройка века вошла в число 519 объектов индустриализации, которые в советское время были под особым контролем советского правительства.

— Завод сразу стал частью жизни Рыбинска. С 1937 года все крупные городские события проходили в стенах Дворца культуры «Авиатор». Он долгое время был единственным в городе объектом такого рода. Люди работали по шесть дней в неделю, времени на культурный досуг практически не оставалось. Только после того как Никита Хрущев ввел пятидневку, у горожан появилось больше свободного времени, и как следствие в 60-е годы стали появляться дворцы культуры при других промышленных предприятиях, — рассказала Оксана Сергеевна.

В послевоенные годы страна старалась как можно быстрее оправиться от страшного потрясения. Вновь упор был сделан на развитие промышленности, хотя и об обычных радостях не забывали.

— В наших фондах есть фотографии воспитанников детского дома машиностроительного завода. Дело в том, что в послевоенные годы многие крупные предприятия брали под свое шефство детские дома. Взять, например, социальное учреждение на улице Баженова, где воспитывались дети погибших моторостроителей. Многие его выпускники добились больших успехов в жизни – окончили школу с золотой медалью, стали курсантами Суворовского училища, поступили в вузы, — продолжила рассказ Оксана Гожалимова.

Нестандарт по своей сути

В 60-е годы, эру Павла Федоровича Дерунова, на заводе началось внедрение научной организации труда, переоборудование производства. Также завод активно застраивал город многоэтажными жилыми домами. В это же время появились ледовый Дворец спорта «Полёт», стадион, бассейн, поликлиники, школы.

— Помимо двигателей, завод в ту пору занимался изготовлением товаров народного потребления – дизельных двигателей для трактора «Беларусь», электрических сепараторов, металлических ручек – «гвоздей», скейт-досок. При этом самым необычным среди них был снегоход «Буран», созданный на предприятии впервые в СССР. История его появления очень необычна. В свое время директор моторостроительного завода Павел Дерунов был депутатом Верховного Совета РСФСР и находился в курсе актуальных решений, принимавшихся на каждом съезде, — рассказывает Гожалимова.

Одно из них касалось необходимости создания отечественного снегохода.

— Примечательно, что на тот момент на заводе по собственной инициативе уже начали его сборку, проводили испытания. Поэтому буквально через несколько недель после очередного съезда депутатов на ВДНХ моторостроители представили свой снегоход. Было это в 1971 году, и получается, что в нынешнем году моторостроители отмечают не только юбилей предприятия, но и круглую дату с момента создания первого советского снегохода, — говорит Оксана Сергеевна.

Творческая жилка моторостроителей проявлялась во многих аспектах жизни города. Благодаря им здесь появились интересные коллективы художественной самодеятельности, был даже свой балет, и многие ценители высокого искусства могли, не выезжая из города, увидеть «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и другие шедевры.

Любые сложности, непростые времена в стране моторостроители переживали с твердой уверенностью в том, что родное предприятие всегда поддержит, причем не только обеспечит стабильной работой, но и дефицитными продуктами. Старожилы помнят, как во времена тотального дефицита, в начале переломных 90-х, на заводе получали незабвенную китайскую тушенку и сосиски в жестяных банках. Парочку таких чудом сохранившихся экспонатов (естественно, без лакомого содержимого) передали в музей горожане.

В своей новейшей истории завод, который по праву называют двигателем города, продолжает оставаться лидером авиационной отрасли. Внимание к нему на государственном уровне подчеркивает и тот факт, что его трижды посещал президент страны Владимир Путин. Простые люди, летающие гражданскими самолетами, в которых установлены двигатели, выпущенные на ПАО «НПО «Сатурн», ценят свободу, которую обретают благодаря инженерному гению «сатурновцев».

Макеты самолетов и двигателей, созданных на ПАО «НПО «Сатурн», в том числе легендарный SaM-146 и красавец Sukhoi Superjet-100, притягивают внимание посетителей выставки, особенно мальчишек, как магнит.

Символично, что выставка, рассказывающая о том, как большое предприятие на протяжении века меняло в лучшую сторону жизнь города, заканчивается подборкой фоторепортажей с двух праздников – дней города 1977 и 2016 годов. Недавний праздник города вошел в историю, ведь в честь своего 100-летия ПАО «НПО «Сатурн» подарило горожанам немало замечательных подарков, в том числе удивительное авиашоу.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме