Темы 17 августа 2017 11:21

Мама,разбуди меня пораньше – я в школу иду!

Как помочь школьнику, одичавшему за лето, комфортно войти в учебный процесс?

Почему будущему первоклашке необходимо надеть форму и взять портфель еще в августе?

Отвечает школьный психолог, замдиректора по учебно-воспитательной работе СОШ № 10 Наталия Сгибнева.

Скажем сразу – первоклашкам повезло. Психологи советуют им непосредственно перед школой не налегать на письмо и счет, а расслабиться, поиграть и подурачиться. А вот всем остальным ученикам Наталия Сгибнева рекомендует заглянуть в прошлогодний дневник и вспомнить: что в тот далекий майский день учитель говорил о задании на лето. И потихоньку каждый день выполнять по одному пункту: так знания оживут и зашевелятся в загорелых головах, а адаптация к учебному процессу не станет напоминать вхождение в ледяную горную реку. Родители помогут ученику наладить режим: рано поднимать, исключить позднее засыпание. Двух недель достаточно, чтоб организм втянулся в новый ритм жизни.

Что касается первоклашек, то, хоть и без прописей, но готовиться к школе им тоже необходимо.

— Важна психологическая готовность шестилетки. Уже доказано – первоклассники испытывают первое время огромные психологические нагрузки, ведь вся их жизнь перестраивается. Родители могут помочь снизить стресс от начала новой жизни, — уверена Наталия Львовна.

Для этого разговаривайте с будущим учеником: создайте в его сознании положительный образ школы. Не травмируйте малыша плохими историями из детства, это ни к чему. Расскажите, что он узнает, какие навыки приобретет. «Тебе расскажут, как жили люди тысячу лет назад, из чего состоит крыло птицы. Научишься писать письмо бабушке, сможешь понимать английские песенки и подсчитывать стоимость игрушек в магазине». Иными словами, обрисуйте практическую пользу обучения. Не пугайте строгой учительницей, которая «найдет на тебя управу». В школе работают люди, которые любят детей – это важно донести до ребенка.

С семилетками, для которых ведущей деятельностью все еще остается игровая, психолог рекомендует играть в школу, и главную роль учителя доверьте малышу.

Не прячьте от него портфель – пусть привыкнет к его виду, весу, внутреннему наполнению, застежкам. Соберите и разберите его несколько раз, проговаривая: что где лежит.

Заведите удобную систему хранения и объясните: «В маленькой синей папке – тетради, в большой красной – учебники, карандаши и ручки – в пенале». Задавайте задание от имени учителя «красным карандашом нарисовать домик в тетради в клетку» – ребенок должен быстро и без труда ориентироваться в своем имуществе. Потом пусть он от имени учителя даст вам задание.

В ходе игры проговаривайте сложные моменты, которые могут возникнуть у малыша в классе. «Если тебя обижают или мешают учиться, обязательно скажи учителю», «Хочешь в туалет – подними руку и спроси, можно ли выйти». Очевидные для нас вещи могут вызвать стресс у ребенка, робеющего перед новым взрослым в новом месте.

То же касается и внеурочного времени – объясните, что в столовой можно не доедать, что бегать на перемене, скорее всего, запрещено из соображений безопасности.

Нередко источником стресса для ребенка, особенно медлительного, становится переодевание: утром и после занятий – в раздевалке, трижды в неделю в школе физкультура, плюс может быть дополнительная ритмика. Поиграйте в переодевание на скорость и обратите внимание на детали, задерживающие малыша: обувь на шнурках, одежда со сложными застежками, узкой горловиной. Отрепетируйте, как снимать и надевать их самостоятельно.

Позаботьтесь об удобстве ребенка – в портфеле всегда должна быть свежая питьевая вода, маленький перекус, влажные салфетки. И еще о комфорте: уже во время учебы помогайте не только с уроками, научите поддерживать порядок в портфеле. Ежедневно проверяйте, заточены ли карандаши, все ли ручки целы, не нужно ли обложить тетрадь, не разрисована ли линейка. Это лучшее проявление вашей заботы, когда ребенок не думает судорожно посреди урока, где взять карандаш.

— И, главное, настраивайте ребенка на успех, но сами будьте готовы к любым оценкам и поведению своего ученика, не ждите триумфов и побед, — предостерегает психолог. — Ребенок не прыгнет выше головы, выше своих способностей. Если у него не будет получаться, говорите: «Это ничего, ведь ты только учишься».

 

Советы психолога

Физиологическая адаптация:

· Режим дня разработайте вместе с ребенком: ранний подъем, спать – не позднее 22.00, умственные занятия чередуются с двигательной активностью.
· Прогулки не менее 2-3 часов в день.
· Домашние занятия в спокойном месте (без ТВ и галдящих родственников) с хорошим местным освещением – залог здорового зрения и сохранных нервов.
· После уроков ребенку необходимо отдохнуть, лучше активно – прогуляйтесь по парку, запишите его в спортивную секцию.
· Исключите телевизор, компьютер, гаджеты перед сном – это истощает нервную систему.

Психологическая адаптация:

· Положительная самооценка – основа здоровой личности. Не унижайте ребенка, не высмеивайте его неудачи и «глупые», на ваш взрослый взгляд, увлечения. Уважительно относитесь к его друзьям, работам, взглядам. Не сравнивайте его достижения с успехами других – только с ним самим в прошлом. Отмечайте самые незначительные его успехи – он поверит в себя. «Еще год назад ты складывала слоги, а теперь прочитала целый абзац!».
· Самостоятельность – важный момент, учитесь понемногу передавать ребенку ответственность за его дела, самому «ловить» последствия за его поступки. То есть напомнить ребенку, что пора садиться за уроки, и проверить результат – да, а брать учебник в руки и говорить: «Ну что нам сегодня задали» – уже перебор.
· В идеале в семье должна быть психологически здоровая атмосфера. Избегайте выяснять отношения при ребенке или делать его своей «жилеткой». Не путайте роли, вы – взрослый, он – ребенок, и ваша задача – охранять его от лишних стрессов, которых жизнь ему подкинет и без вас.
· Словами, объятиями, делами показывайте, что вы любите ребенка – какого бы возраста он ни был. Маленькие подарочки, любимое блюдо, объятия при встрече, его рисунок, заботливо прикрепленный к стене, чтение вслух перед сном: все это вдыхает в ученика силы и позволяет ему пережить даже сильные стрессы.
· Учитывайте особенности ребенка, его темперамент, характер – от этого зависит темп его работы, особенности усваивания нового материала.
· Учитель – ваш союзник. Поддерживайте с ним связь, не говорите о нем плохо при ребенке. Замечания в адрес ребенка не воспринимайте как личную критику, ищите в них рациональное зерно и вектор, куда двигаться, как изменить ситуацию.
· Важно заложить в вашем ученике основы сотрудничества: чаще обращайтесь к нему за помощью и советом. «Я решила прибраться. Как ты думаешь, с чего мне начать?», «Помоги мне составить меню на папин день рождения».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме