Сегодня бумажные издания робко отступают перед электронным собратом, более дешевым и удобным в обращении. Однако рыбинское издательство РМП лишь наращивает обороты. Их фотоальбомы в жанре психологического портрета о военачальниках, ученых с мировыми именами, политиках пользуются огромным спросом в столице. Мы поговорили с руководителем РМП Михаилом Лукичевым и узнали, как создают «вкусные» книги, и почему ретушь – это плохо.
— Михаил, расскажите о героях ваших книг.
— Наши герои – люди действительно неординарные: лауреаты Нобелевской премии, всемирно известные ученые, путешественники, дипломаты, военные, политики. Создавали мы альбомы и о жителях Рыбинска – Павле Батове, Павле Дерунове, Анатолии Герасимове. Столь масштабные личности сами меняют пространство вокруг себя, формируют облик эпохи. Наш альбом с множеством фотографий, свидетельств, документов становится символом их величия, как ни странно это звучит. Символом их достижений. Кроме того, мы делаем и корпоративные издания. Сейчас на многих крупных промышленных предприятиях идет мощная смена кадров. И молодые специалисты должны знать об истоках предприятия, о том, кто вел его к славе, кто создавал корпоративные традиции. Одновременно молодые узнают, что не боги горшки обжигают. Легенды, чьи имена сейчас произносят с придыханием, были такими же бесшабашными студентами и горели за идею.
— За десять лет РМП выпустило более 70 книг в необычном формате – «фотоальбом в жанре психологического портрета». Многие издательства печатают воспоминания. Почему именно ваши издания выстрелили?
— Жанр фотоальбома ценен тем, что он позволяет выстроить живой портрет эпохи и человека. И при этом не перегрузить книгу, сделать ее максимально ясной даже детям. Мы не просто представляем ученого, сделавшего открытия, а при помощи иллюстраций, документов раскрываем эпоху через личность. Мы показываем, как человек достигал высот в жизни. Это наиболее сложная и одновременно самая интересная часть нашей работы. В этом я и вижу причину популярности нашей серии. Мы глубоко копаем. К примеру, делали книгу об Александре Рекункове, генеральном прокуроре СССР. Начали с истории Донского края, где он родился, упомянули обычаи тех мест, процесс раскулачивания казаков. Чтобы книга не казалась сухой, подобрали иллюстрации. Рекунков участвовал в Великой Отечественной войне – снабжаем текст картами боевых действий, газетными статьями об операциях, где он принимал участие. Иллюстрируем подлинными документами, над которыми работал Рекунков, пока шел от районного прокурора до прокурора целой страны. По сути, по нашему альбому можно изучать историю прокуратуры середины XX века. Каждый альбом выстроен таким образом, получается срез эпохи.
— Расскажите, как вы выстраиваете работу?
— Начинаю со сбора материала. Очень часто мое общение с друзьями, родственниками героев начинается скептически: «Я профессор, а вы тут приехали из своего Рыбинска. Кстати, где это?». Вспоминается, как делал альбом про физика Сергея Вавилова, брата расстрелянного биолога Николая Вавилова. В ФИАНе им. Лебедева меня встретил 80-летний биограф физика, который на протяжении всей жизни собирал сведения о нем. Можете представить, как он на меня смотрел и даже жаловался начальству – как же кто попало начнет писать книгу о Самом Дорогом! Но потом мы сработались. Я собрал много фото, документов, воспоминаний – люблю, когда материала в достатке. И через три месяца пришел к нему с макетом: «Давайте разбираться, возможно, есть ошибки. Но макет – это колея, в рамках которой мы будем работать». И лед растаял. В итоге работа с ФИАН продолжается уже семь лет, совместно мы выпустили более 10 книг.
— Жанр фотоальбома обязывает тщательно подбирать иллюстрации…
— Действительно, наши книги очень сложны в производстве именно из-за обилия иллюстраций. Мы особым образом готовим их к публикации. Специалисты с «правильным» глазом – на вес золота. Ведь сейчас как делают? Картинку норовят залакировать, сделать ее красивой. Но для меня красиво – на пятом месте, главное – суть, «разговаривает» изображение или нет. Мы не боимся сложного иллюстративного материала – не отказываемся от размытых фотографий, изображений не в фокусе, с порванными краями. Такие фото хранят печать времени – с наивной рамочкой в цветочек, карандашной надписью «1934 год». Уничтожать следы эпохи глупо. Именно эти детали и придают изданию особый шарм. И книги получаются «вкусные», живые. Но эту живость иногда приходится отстаивать в битвах. Однажды делал книгу о художнике, работал с его родственницей, тоже художницей. И она настаивала на ровных краях изображений, отретушированных фото. Пришлось доказывать. Наш подход оправдывает себя: мы получаем множество благодарностей – за точную передачу духа времени, личности героев.
— Над чем сегодня работают в РМП?
— Началась работа над книгой о международном гроссмейстере Анатолии Карпове. В разгаре – альбом о Герое России Владимире Михайлове, главкоме ВВС РФ. Продолжаем серию о Нобелевских лауреатах, физиках-ядерщиках из ФИАН им. Лебедева. Создаем книгу о «главном космическом министре» Сергее Афанасьеве, возглавлявшем общее машиностроение в СССР 60-80-х. Под его руководством в мире был достигнут паритет ракетно-ядерных сил. Афанасьев наладил производство межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет для подводных лодок. А также обеспечивал создание космических станций, в том числе орбитальной станции «Мир».
И очень дорогая для меня работа – это книга о рыбинце. Александра Новикова многие знают в нашем городе. Он трудился генеральным конструктором на «Рыбинских моторах». Последние годы жизни он возглавлял в Москве Центральный институт авиационного моторостроения. В ходе работы я общался с конструкторами рыбинского КБ, которые помнят Новикова, они делились своими эмоциями. Книга заинтересует любого, кто хочет больше знать об истории рыбинского двигателестроения.
— Вы создаете книги под заказ. Не было желания реализовать собственные идеи, поработать для души?
— Я благодарен судьбе – у меня очень интересная работа. Я встречаюсь с интереснейшими людьми нашего времени. К тому же работа держит меня в тонусе. Рынок книг из серии ЖЗЛ узкий, оступишься, схалтуришь – известие об этом быстро разойдется. Мы стараемся не опускать планку. Могли бы делать и 30, и 50 изданий в год, но зачем? Хочется, чтобы каждая наша книга была лучше предыдущей. И подтверждение качеству – постоянный поток заказов. Никто не станет платить за плохой продукт – книги на мелованной бумаге очень дороги. Доказательством качества считаю и переиздание альбомов про Отто Шмидта и Сергея Вавилова за границей.
Моя работа интересна, при этом она позволяет мне прилично зарабатывать – что еще надо для счастья? И я могу точно сказать: у меня нет книг, созданных из-под палки, они все сделаны с душой.