новости 3 мая 2018 8:42

Фашизм сквозь призму экрана

На очередном заседании в Рыбинске в понедельник, 7 мая, в 18 часов в ОКЦ киноклуб «Современник» рассмотрит феномен фашизма через классику мирового кино.

киноклуб в Рыбинске

Для наших зрителей, воспитанных советским кинематографом, представление о фашизме связано с картинами о 2-й мировой войне, именуемой нами Великой Отечественной. Но, если в наш дом нацизм пришёл извне и борьба с ним началась с нападения Германии на СССР, то на Западе это явление – прежде чем перейти к военной фазе – развивалось постепенно, внутри отдельных стран. Потому и антифашистское кино Западной и Центральной Европы чаще всего показывает истоки и распространение тоталитаризма, не выходя за границы того или иного государства. Сегодня аналогичный ракурс становится актуальным для нас, так что эта тема востребована отечественной аудиторией.

Кинематограф обрел зрелый взгляд на фашизм спустя десятилетия после Победы. В середине 60-х и в 70-х годах вышло немало картин с глубоким анализом этого явления, вскрывающих его происхождение в связи с общественной обстановкой. Это истории крупных промышленников, сотрудничавших с фашистскими режимами, и их детей в фильмах Лукино Висконти («Гибель богов», 1969) и Пьера Паоло Пазолини («Свинарник», 1969). Образные кинопритчи показывают зарождение нацистской идеологии, её срастание с государством, взращивающим отряды чернорубашечников – в фильмах Карлоса Сауры («Выкорми ворона», 1975) и Фолькера Шлёндорфа («Жестяной барабан», 1979). Разнообразие таких фильмов, снятых в разных странах, но со сходных позиций, говорит об актуальности поставленной проблематики – и после их просмотра фашизм уже не казался зрителям чем-то архаичным.

С развитием неофашизма в кино пришли популярные истории о радикальных неонацистских группах, основанные на вполне реальных биографиях ультраправых («Площадь Сан-Бабила, 20 часов», 1976, «Американская история Икс», 1998, «Россия 88», 2009). Однако такое кино главным образом ориентировано на заинтересованную, политизированную публику. Тогда как ретроспективный взгляд классиков – Ингмара Бергмана и Михаила Ромма, Иштвана Сабо и Золтана Фабри, Бернардо Бертолуччи и того же Висконти – позволяет всем нам увидеть вектор нынешних процессов.

Обычно рыбинский «Современник» не привязывает свою программу к каким-либо официальным датам. На сей раз тема предстоящего 7 мая заседания  определилась по результатам блиц-опроса, проведённого среди членов и посетителей киноклуба.

Борис Крейн

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме