Изучая документы, воспоминания, статьи, думаю, что его биография достойна сценария хорошего фильма о людях советского времени, первопроходцах ядерной энергетики.
А началось с того, что Кристина Комиссарова, одна из лучших учениц Арефинской школы Рыбинского района, частый посетитель сельской библиотеки, заинтересовалась книгой А.А. Вишнякова «Сретенская школа. Аннинское училище», где упоминался наш земляк, ученый-физик Борис Федорович Громов (11.05.1927 — 09.06.2001).
По словам Кристины, физика – ее любимый предмет, и она поделилась находкой со мной, своим учителем. Это и стало началом нашей совместной исследовательской работы.
Информации о личности ученого-физика было недостаточно, и мы занялись поиском.
В Сретенской школе, где учился Громов, среди выданных свидетельств об окончании школы не было такой фамилии. Позднее выяснилось, что Борис посещал ее в начале 1940-х годов, во время бомбежек в Рыбинске. Мы продолжили поиск в городе Обнинске Калужской области, где более 50 лет ученый жил и трудился в Физико-энергетическом институте имени А.И. Лейпунского.
Затем мы написали в Физико-энергетический институт, очень долго ждали ответ, и вот снова удача – получили письмо от Юрия Фролова — начальника управления делами, который знал Громова лично и даже издал о нем книгу – «Лидер командной игры». Нашей радости не было предела, когда Юрий Викторович прислал нам этот раритет в подарок. Конечно, из книги Фролова мы почерпнули самую ценную информацию.
Мы узнали, что Громов учился в школах № 1 и 3 Рыбинска. В Рыбинском городском архиве нашли ценнейшие документы – ведомости успеваемости 30-х годов, где были данные Громова. Конечно, будущий ученый учился в основном на хорошо и отлично.
В книге есть рассказ самого Бориса Федоровича. Родился он 11 мая 1927 г. в деревне Стрябково Большесельского района Ярославской области. Отец – крестьянин, впоследствии стал учителем и заместителем директора школы № 1 Рыбинска, затем – заведующим кафедрой философии Ярославского медицинского института. Мать до переезда семьи в областной центр работала в колхозе.
По воспоминаниям мамы, Борис с детства не отличался богатырским здоровьем. В 17 лет был ростом 150 сантиметров и весом 40 кг. В 1945 году, успешно окончив школу, поступил в Московский энергетический институт и в 1951 году окончил его с отличием. Лекции для студентов в то время читали А.Д. Сахаров, П.А. Черенков и другие впоследствии известные ученые, академики и нобелевские лауреаты.
Уже в институте Борис начал работу в области ядерных энергетических установок. Георгий Ильич Тошинский, однокурсник ученого, который в свои 90 лет и сейчас продолжает работать в ФЭИ, вспоминает, что Борис во время учебы был старостой группы и в числе 12 студентов (из 1500!) в 1947 го-ду был выбран для работы в области атомной энергетики.
В вузе Борис серьезно занялся спортом – волейболом и лыжами, и, хотя поначалу его определили в подготовительную группу по физкультуре, это увлечение он пронес через всю жизнь. Зоя Ивановна Громова, супруга ученого и его коллега, вспоминает, что Борис Федорович также очень любил читать, слушать и петь русские песни и романсы.
Читая книгу о Громове, воспоминания его родных и коллег, хорошо представляешь этого яркого, цельного человека, талантливого исследователя и неординарную личность.
Анна Владимировна Ивер-Науменко, племянница Громова, вспоминает, что его имя было в семье священно. Борис Федорович научил ее не кичиться своими знаниями, сомневаться, даже когда решение кажется однозначным, переживать неудачи мужественно, а похвалу принимать со скромностью.
Анализ трудовой деятельности Громова показал, что его по праву можно назвать основателем уникального научного направления. Ученый первым в мире обосновал атомную энергетическую установку с жидкометаллическим теплоносителем, ставшую прообразом последующих реакторов для атомных подводных лодок, что поспособствовало поддержанию военного паритета в период «холодной» войны.
В дальнейшем он работал в области оборонных разработок в гражданской энергетике. Был награжден Ленинской и Государственной премиями, орденами и медалями, ему присвоены почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», «Действительный член Нью-Йоркской академии наук».
Вот так сложилась судьба простого мальчишки из крестьянской семьи, который самостоятельно добился огромных успехов в сложной отрасли науки – ядерной энергетике. Скорее всего, благодаря не только своим знаниям, но и личностным качествам – любовью к делу и людям, ответственности, силе воли.
Анна Калачева, учитель физики МОУ Арефинской СОШ