Мнение 20 июня 2018

Валерий Петровский: «Рыбинск – город производителей»

Человек, который много лет помогает малому бизнесу Рыбинска, отмечает юбилей. Экономисту Валерию Петровскому – 65.

15 июня стадион «Санкт-Петербург» едва вместил всех желающих: на футбольный матч Иран – Марокко собрались шестьдесят две тысячи болельщиков. В толпе фанатов чемпионата мира переживал за игру и рыбинец Валерий Петровский.

«Центр развития деловой активности» под его руководством знаком в Рыбинске каждому, кто связан с малым бизнесом. Петровский помог сотням местных предпринимателей составить заявку на грант, написать бизнес-план, получить деньги на оборудование…

Он преподает в РГАТУ и МУБиНТе. Но вряд ли кто-то из его многочисленных знакомых в курсе: Валерий – заядлый болельщик, в прошлом сам спортсмен. И Питер для рыбинца – не просто город: здесь он провел студенческие годы, а значит, друзья, вечеринки, романтичные прогулки по Северной Венеции с будущей женой…

Петровский

— Неделю погуляю по городу молодости, дети сделали отличный подарок – билеты на матч. Я же в 70-е годы учился в ленинградском Политехническом университете. Много занимался спортом – лыжами и легкой атлетикой. Помню, в Приморском районе был знатный стадион на 60 тысяч человек – посмотрю, в каком он сейчас состоянии, — рассказывает юбиляр за день до отъезда.

Разговор наш постоянно прерывается звонками. Кажется, совета у Петровского решила спросить половина предпринимателей Рыбинска разом. «Разберемся, разберемся», — неизменно заканчивает он телефонные переговоры. И говорит таким тоном, что сразу веришь – он разберется.

Не ядерщик, но экономист

Со спортом Валерий подружился, когда жил в Мурманской области. Активист, отличник, гордость матери, он был лучшим учеником в школе, примером для сестер. Петровский рассказывает о потрясающих пейзажах Кольского полуострова: пологих сопках, покрытых серебристым мхом, северном сиянии, чистейшей речной воде, где подростки успевали купаться, несмотря на короткое северное лето.

В этот дикий край его мать-полька попала в годы сталинских репрессий. Польшу разделили между СССР и Германией согласно пакту Молотова-Риббентропа, а местных жителей выслали с территории, которая отныне стала называться Западной Беларусью. На суровой Мурманской земле, не выдержав лишений, погибли ее братья. Оставшись одна, она поспешила завести семью.

Как и многие русские мужчины, муж пил. Надежды на отца было мало, вспоминает Петровский. Мать, получившая всего четыре класса образования, билась, пытаясь в одиночку вырастить четверых детей и сделать так, чтобы они получили достойное образование. Лишь однажды она выступила против учебы – Валерий после восьмого класса решил остаться в школе, не пошел в ПТУ, где его полностью обеспечило бы государство.

— Я так и помню ее – сидит на стуле, опустила руки и голову: «Ну что же, учись». Не шутка – кормить меня еще два года. А у меня была цель, я решил стать физиком-ядерщиком, меня тоже не свернешь! Рядом с нами собирались строить кольскую атомную станцию. Но мечты разбились – я не подошел по зрению. Так я стал экономистом, — вспоминает Петровский сегодня.

В ленинградский Политех он поступил не сразу – с экзамена выгнали. За участие и доброту к ближнему, проще говоря, за подсказку. Абитуриент, сидящий сзади, попросил помочь. И Валерий, привыкший, что в школе с этим просто, повернулся и начал консультировать. За что его и выставили из аудитории. Он вернулся домой и устроился работать… на желанную кольскую атомную станцию. Точнее, на ее строительство геодезистом. Так что на ядерном объекте все же успел поработать, шутит сегодня Петровский. Через год он без труда поступил на экономический факультет.

А в Рыбинск он попал вслед за женой. На четвертом курсе женился на жительнице города и вслед за ней приехал сюда. На РыбинскКабеле Валерий трудился 16 лет: от инженера по автоматизированной системе управления техпроцессом он вырос до директора по экономике. В сорок три года получил профессию топ-менеджера, окончив академию народного хозяйства при правительстве России. Сегодня доктор экономических наук не перестает учиться и шутит, что хоть и нельзя объять необъятное, но к этому нужно стремиться.

— Бизнес-курсы, экономические тренинги постоянно посещаю. Меня все время беспокоит, как мало я знаю, — Петровский достает из шкафа пухлую папку, полную сертификатов о прослушанных курсах. — И законодательство все время меняется, а значит, меняются условия для развития бизнеса. Знакомые коучи смеются: «Валерий Владимирович, ну и кто кого на этот раз будет учить?».

На пользу Рыбинску

Экономиста с нестандартным мышлением, азартного, энергичного, со сложившимся видением, в начале двухтысячных Петровского пригласили в администрацию Рыбинска, где два с половиной года он возглавлял департамент комплексного развития города.

Команда 2000-02 годов стояла у истоков программного развития города. Намеченное Петровским осуществлялось много позже. При Юрии Ласточкине бизнесмены начали инвестировать в сеть аптек и развитие гостиницы «Рыбинск». Сегодня предпринимателей привлекают к реконструкции исторического центра, что предлагалось еще 20 лет назад.

— Это был неплохой опыт, надеюсь, мы принесли пользу городу, — говорит Петровский два десятилетия спустя. — Впрочем, я быстро ушел из администрации. Сложно работать там, где невозможно открыто выражать свое мнение.

Бизнес – вот где он был нужен. К Петровскому толпами ходили друзья и знакомые, которые устали работать «на дядю» и решили открыть свое дело. Но их останавливал ворох бумаг, который нужно оформить. Он понял: консалтинг – это то, что нужно многим. И организовал некоммерческое партнерство «Центр развития деловой активности».

— Я давал объявление: «Бизнес-план на грант!». У меня спрашивали: «Вы напишете нам бизнес-план?». Пришлось огорчать, что если я напишу, то это будет мой план развития бизнеса, а не их. Сидели и писали вместе, и снова, и снова встречались. Десятки раз садились и думали, как сделать лучше. К примеру, приходит ко мне простой фермер от сохи. Он впрягся в привычное для себя дело, где понимает все – и корма, и реализацию продукта, и зарплату. Но вдруг выясняется, что многие вещи требуют отчета, а здесь он профан. Я ему помогаю.

За пятнадцать лет консультирования он помог тысячам обратившихся – и начинающим, и мастодонтам бизнеса. Сотни получили гранты на развитие предприятий, деньги на закупку оборудования. А скольким он просто оказал поддержку! И эти тысячи не сидят на шее у государства – они сами кормят себя и своих детей, не нуждаясь в пособиях и господдержке. Еще и услуги горожанам оказывают. Все довольны. Стоило лишь немного помочь.

Петровский неохотно называет тех, кто воспользовался его помощью: «А вдруг они не хотят, чтоб их имена звучали?», — поясняет он. Сами за себя говорят визитки и рекламные листочки на столе консультанта – это на память оставили владельцы поставленных на ноги производств, сервисов, таксопарков, спортивных объектов. А на столе в небольшом кабинете – кипы бумаг. Это будущие бизнес-планы и обоснования. Будущие булочные, сыроварни, фермы и частные детские сады нашего города.

— Рыбинск богат производственниками и производством. И я сейчас не о машиностроении говорю, поддерживаемом государством, — объясняет Петровский. — А о простых котлетах, мебели и прочем. Самый сильный производственный сектор в области – в Рыбинске. Если из Ярославля убрать сигареты, водку и нефть, мы как производители намного круче регионального центра!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме