Необычную встречу с журналистами организовало в Рыбинске издательство «Медиарост». В уютном лофте, при мягком свете абажуров, состоялся неформальный разговор о значении печатной книги в современном мире.
Журналисты хорошо знакомы с литературой, выпускаемой издательством «Медиарост». Среди самых заметных работ – цикл книг «Библиотека ярославской семьи», «Библиотека рыбинской семьи». При этом парадоксально, но факт – широкому кругу рыбинцев они неизвестны.
— Нет пророка в своем отечестве, — с улыбкой говорит руководитель издательства Виталий Горошников.
Говорит потому, что книжные проекты, рожденные в Рыбинске, получили большое развитие и признание в других городах. В Туле, Белгороде такие издания, посвященные истории, культуре, достопримечательностям тех мест, пользуются большой популярностью и выходят крупными тиражами.
У издательства своя политика, оно не идет за читательским спросом, а пытается формировать его.
— Есть вещи, которые мы делаем, потому что считаем это своей обязанностью, долгом, если хотите. Они являются заведомо убыточными, но необходимыми для культурной жизни города. Например, в прошлом году к 100-летию Октябрьской революции вышла в свет книга «Записки доктора Ливанова», в которой описана жизнь Рыбинска в постреволюционное время, — рассказал издатель.
О книгах – интересных и малознакомых, популярных и не очень – в этот вечер говорили много. Издатель рассуждал о том, что сейчас, в компьютерную эпоху, интерес к бумажной продукции не угасает. В том числе и у подрастающего поколения.
— Слухи о смерти книг сильно преувеличены. Последние 15 лет наблюдается устойчивый рост тиражей детской литературы. Но проблема в том, что 95% из них выпускаются и продаются всего в двух городах страны – Москве и Санкт-Петербурге. Несмотря на это, по моему мнению, сейчас наступил один из самых ярких периодов детского книгоиздания. Бывая на выставках, я вижу блестящие образцы такой литературы, — говорит Горошников.
По его мнению, российский рынок на 10-15 лет отстает от США и Европы, где бум книгоиздательства начался гораздо раньше. В свое время сектор электронных книг рос гигантскими темпами и с нуля достиг отметки 15-20% всего рынка книг. Но лет пять назад рост в развитых странах остановился, в то время как бумажные издания продолжают набирать обороты.
Издатели ищут новые формы работы. Например, «Медиарост» активно развивает направление корпоративных книг.
— В свое время к юбилею Рыбинской ГЭС мы выпустили книгу, но не о самом предприятии, а о том, как вода служит человечеству источником энергии, — рассказывает руководитель. — По такому же пути мы идем, работая над изданиями для промышленных предприятий Вологды и Калуги, — рассказал издатель.
На вопрос о том, как сказывается цена книги на спрос, он отвечает:
— Никакой прямой связи здесь нет. Помню, мы делали книжку об одном известном человеке (фамилию называть не буду). В итоге из 500 экземпляров продали лишь четыре. При этом стоила она всего пятьдесят рублей. А вот дорогущее издание «Двигатели боевых самолетов России» за полторы тысячи рублей стало в Рыбинске лидером продаж. При этом в Москве оно стоит еще дороже – около трех тысяч рублей.
Если книга хорошо сделана, она находит своего читателя. Конечно, «Медиарост» старается сделать свои издания доступными. Но в конечном итоге покупка книги — это вопрос приоритетов. В среднем стоимость бумажного издания равна цене гамбургера и стакана кофе в ресторане быстрого питания или одного фильма в кинозале.
— Книгу покупают, когда информацию, собранную в ней, считают ценной, когда она интересна и хорошо сделана, — говорит Виталий Горошников. — Нашему издательству хочется работать для думающего читателя. Это интереснее, чем ориентироваться только на господствующие литературные тенденции.