Для кого-то техника – бездушные железки, для Александра Путненко – история со смыслом
Коллекционер Александр Путненко, о котором мы писали этим летом, не относится к числу байкеров. Однако двухколесная техника заняла в его жизни особое место. За два года он собрал более двухсот раритетных мотоциклов, более ста велосипедов, а с недавних пор увлекся поиском редких экземпляров из советского детства: педальных машинок, детских велосипедов, самокатов и прочих уникальных механизмов.
И снова Александр с трудом выкраивает время для беседы, приехав в родной Рыбинск из суетливой Москвы. Правда, перед этим, сразу после рабочего совещания, он отправляется на границу с Калужской областью, чтобы забрать баварский мотоцикл BMW R-35 1945 года выпуска и первый «Ковровец» 175-й кубатуры.
Его не останавливают ни погода, ни дальние расстояния – за старой техникой Александр готов ехать хоть за тридевять земель. Для кого-то это – лишь бездушные железки, для него – история со смыслом.
За четыре месяца с нашей последней встречи его веломотоколлекция выросла почти на двести новых экземпляров, и теперь место с ней делят детский транспорт, игрушечные грузовички, замки, весы, лодочные моторы, кинокамеры, фотоаппараты, радиоприемники и даже новехонький советский аппарат для продажи газировки. Словом, отличная база для создания политехнического музея «Мотославль», который Александр задумал открыть в Рыбинске.
Директор музея Анна Буланина уже занимается проработкой экспозиции 2019 года, она обещает быть очень интересной и познавательной и для взрослых, и для школьников.
— Я хочу создать уникальный крупнейший в России музей, куда бы посетители могли приходить всей семьей, и каждому было бы интересно, — говорит коллекционер. – Для взрослых – это ностальгия, а для детей – возможность увидеть, каким было детство их родителей, бабушек и дедушек. Поэтому и начал собирать механизмы, изготовленные для детей. Для мальчишек – машинки, паровозы, танки, «Катюши»; для девочек – коляски, швейные машинки, игрушечные утюжки. Все это можно будет не только посмотреть, но и потрогать и поиграть с экспонатами.
Одну за другой Александр показывает фотографии удивительных находок. Педальные «Москвичи» первой, второй и третьей серии, обожаемые трехлетним сынишкой и десятилетней дочерью Александра, педальники «Радуга», «Нева», «Оренбуржец», «Старт», «Урал» – мечта любого советского мальчишки. К слову, последних авто в Союзе был всего десяток.
В Нижнем Новгороде Александру удалось раздобыть пару педальных лошадок, которые стали выпускать в 50-х и часто использовать в фотосъемках. Есть и педальный мотороллер «Крошка» – точная копия настоящей «Вятки» – ВП 150. Выпуском таких минимотороллеров, предназначенных для детей от 3 до 7 лет, занимался завод им. В.В. Куйбышева в городе Петропавловске Казахской ССР. Точно такой экземпляр стоит сейчас в Таврическом музее.
Полностью металлические, поржавевшие от времени грузовички с завода имени Сталина (ЗИС), среди них – редчайший самосвал «ЗИС НТЗ» и «ЗИС Запорожец» из далеких 40-50-х годов, советские модели автовазовских «Ураганов», камских «Камазов», пожарные СИМы, скорые, жестяная машинка «Цирк» ЛТЗ, на которой так любили прокатиться детсадовцы из 80-х.
Будущие экспонаты приехали из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Краснодара, Челябинска, Нижнего Тагила, Калининграда.
Какие-то вещи Александр ищет целенаправленно на интернет-площадках вроде «Авито», «Автобуй» или «Мешок», какие-то ему предлагают знакомые. Великой редкостью коллекционер называет найденные плакаты из советской мотошколы, новенькие, еще в упаковке. Редкий велосипед «Спутник» 1968 года из юбилейной партии к 50-летию Октября и юбилейный «Восход» к столетию Ленина тоже нашлись по объявлению. Как и его собрат, уникальный мотоцикл «Восход СМБ-3» – для игры в мотобол.
Часто люди сами звонят и предлагают Александру купить вещи, найденные на чердаках или пылящиеся в кладовках и гаражах. Недавно транспортная компания доставила для него двадцать велосипедов. Груз прибыл от жительницы Купчино, отец которой был дипломатом и из каждой своей заграничной поездки привозил двухколесные машины.
— Если у старьевщика есть какая-то редкость, что-то из уникальной советской техники, это представляет для меня интерес, — рассказывает Александр.
Недавно он заполучил уникальный игрушечный поезд, выпущенный Нижнетагильским комбинатом в 40-х годах. У локомотива сохранились угольная тележка, прицеп, фары и даже поручень, что само по себе уже редкость. Местами краска на игрушке облетела, есть следы коррозии, но именно это и ценно для техники прошлых лет. Если краска на ней не родная, это существенный минус в ее ценности.
За восстановление раритетной техники отвечает товарищ и компаньон Александра, его тезка Александр Виноградов. Сначала поверхность металлического изделия обрабатывается пескоструйным аппаратом, затем наносится свежий слой грунтовки, и далее элемент красят, хромируют отдельные детали. После реставрации они становятся как новые.
Не меньше радуют Путненко и другие интересные механизмы, появившиеся недавно:
— У меня уже собралась хорошая коллекция ламповых радиоприемников. Их – около тридцати, один из редких экспонатов – «Звезда-54» – точная копия французского приемника «Excelsior-52».
Хобби Александра отнимает не только половину свободного времени. Это еще и довольно дорогое удовольствие. На вопрос, стоит ли оно таких инвестиций, Александр отвечает: однозначно, стоит. По его словам, коллекция – это вклад в будущее наших детей.
— Подрастающее поколение должно знать историю не по картинкам, а видеть ее элементы воочию и гордиться ей, — говорит коллекционер. — Мне хочется сделать Рыбинск узнаваемым городом, пусть о нем говорят от Сахалина до Калининграда. Здорово, что с каждым годом здесь появляются новые музеи, это будет дополнительно стимулировать туристов, а значит, мой родной город будет развиваться, от этого выиграют все. Да, можно осесть в Москве, поселиться в роскошном коттедже за высоким забором и любоваться своей коллекцией дорогих вещей. А в чем тогда смысл? Прожить жизнь для себя любимого, не оставив ничего потомкам? Я хочу изучить и сохранить историю, и передать ее будущим поколениям. Рыбинский политехнический музей «Мотославль» должен стать крупнейшим в стране. Это моя цель.
«Мотославль» – так назвали политехнический музей, который вскоре появится в Рыбинске. Он соберет на одной площадке технику военных времен, советского периода отечественного и иностранного производства, радиоаппаратуру и даже игрушки – педальные машинки, паровозы и другие механизмы, которые были мечтой мальчишек и девчонок советской России
Отличная идея, желаю успехов Александру!