22 декабря отмечают профессиональный праздник энергетики – все, кто так или иначе причастен к производству электрической энергии
Рыбинск хорошо известен среди энергетиков страны. В нашем городе, на стыке двух рек — Волги и Шексны стоит Рыбинска ГЭС. Не самая мощная по сравнению с другими гидроэлектростанция, она, тем не менее, сыграла и продолжает играть незаменимую роль в системе энергообеспечения России.
18 ноября 1941 года ГЭС выработала свой первый киловатт электроэнергии. А началось все с решения о строительстве в Рыбинске и Угличе гидроузлов, принятого 14 сентября 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Технический проект был утвержден 23 мая 1938 года. На его полную реализацию ушло 17 лет. И 30 июля 1955 года Угличский и Рыбинский гидроузлы были приняты в промышленную эксплуатацию.
О том, как строились гидросооружения накануне Великой Отечественной войны и в период военных действий, о технической уникальности ГЭС для того времени, об их значении в решении транспортной и энергетической проблем страны рассказано много. Жаркими спорами сопровождаются решения об их строительстве до сих пор. Но что не может заслонить никакая оценка истории, это люди. Те, кто задумал, построил и запустил в работу Рыбинскую и Угличскую ГЭС.
На территории Угличской ГЭС стоит памятник Владимиру Дмитриевичу Журину. Это автор проектов строительства Угличской и Рыбинской ГЭС, главный инженер строительства, с 1944 года – начальник Волгостроя. Человек сложной судьбы, в двадцатых годах — создатель института водного хозяйства, в тридцатых обвиненный во вредительстве и осужденный, но счастливо избежавший участи многих политзаключенных, он не только строил, но и защищал волжские гидроузлы. В 1941-42 годах Журин руководил маскировкой сооружений и возводил линии обороны вдоль Волги.
К нему в истории осталось сложное отношение. А как иначе? Волгострой и Волголаг стали почти синонимами. Офицер госбезопасности, он имел самое прямое отношение к организации работ заключенных, силами которых строились ГЭС. Но в гидроэнергетике заслуги Владимира Журина не подвергаются сомнению. Его называют «крестным отцом» Рыбинского и Угличского водохранилищ. А можно – спасителем Рыбинска. Потому что Журин был в числе тех, кто настоял на отказе от возведения плотины под Ярославлем, когда поднявшаяся вода могла затопить наш город, а заодно и Тутаев.
Запуск первых гидроагрегатов обеих ГЭС был совершен под его руководством. При нем в 1945 году начал вырабатывать энергию третий агрегат Рыбинской ГЭС и окончена подготовка к заполнению Рыбинское водохранилище. Этот процесс завершился лишь в 1947 году, но Журина уже не было на Волге. В 1946 году он демобилизовался и до самой смерти в 1962-м занимался наукой, руководил экспертизами строительства гидроузлов и заведовал кафедрой гидравлики и гидромеханизации Московского инженерно-строительного института.
Его имя носит Среднеазиатский НИИ ирригации. Его докторская диссертация, защищенная в 1944 году, обобщает опыт строительства гидросооружений. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Память о нем бережно хранят в архивах Каскада Верхневолжских ГЭС.
По плану «Большая Волга» гидроузлы должны были появиться в городах Калязине, Мышкине и селе Норском под Ярославлем. У Норского уже развернулись подготовительные работы. Последствия такого проекта могли стать трагедией для Рыбинска. Среди тех, кто наряду с Журиным доказывал целесообразность строительства ГЭС в Угличе и нашем городе, был Георгий Александрович Чернилов. Результаты экспертизы и исследований молодых инженеров, проведенных по поручению Госплана Управлением строительства канала Москва-Волга НКВД СССР, легли в основу окончательного решения. Инженеры предложили перенести створ гидроузла выше Рыбинска, разместив его раздельно на Волге в районе Перебор и на Шексне на расстоянии почти 10 километров. Этим достигалось повышение напора воды до 18 метров, что открывало возможность устанавливать гидроагрегаты мощностью 60 мегаватт.
Однако технической возможности изготовления агрегатов с такими параметрами в стране тогда не было. И на Ленинградский металлический завод был командирован заместитель начальника строительства Георгий Чернилов. Чем и как он смог заинтересовать ленинградских конструкторов, остается загадкой. Но так или иначе, после его поездки поворотно-лопастные турбины мощностью до 70 мегаватт начали готовить к производству.
Чернилов стал непосредственным руководителем проектных проработок по Рыбинской и Угличской ГЭС. Его экспертные расчеты легли в основу заключения Госплана о прекращении строительства Ярославского гидроузла как неэффективного и переносе строительства в район Рыбинска и Углича, что позволило «создать непрерывный каскад из трех гидроузлов: Иваньковского, Угличского и Рыбинского».
На своего первого заместителя и главного инженера Журин возложил техническое проектирование Рыбинских и Угличских гидросооружений и утверждение документации. Чернилов с работой успешно справлялся. Под его руководством в разное время трудились от 200 до 400 проектировщиков. Его конструкторские разработки способствовали не только эффективности ГЭС, но и устойчивости плотины.
Позже Чернилов, обобщая опыт, сформулировал основные принципы для создания крупных водохранилищ, которыми впоследствии пользовались для достижения наибольшей эффективности.
Именем Ореста Валериановича Вяземского названа улица, на которой расположена Рыбинская ГЭС. Он написал 125 научных трудов по различным проблемам гидроэнергетики и зарегистрировал семь авторских свидетельств на изобретения. Реализация только части из них дала экономию в десятки миллионов рублей. А вознаграждение за изобретение «боковой системы забора воды» для уменьшения времени наполнения и опорожнения судоходных камер – 62 240 рублей — Орест Вяземский передал в фонд Красной Армии.
Он, как и Журин, был осужден на пять лет по политической статье, но позже награжден тремя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Знак Почета и медалями «За Оборону Москвы», «За доблестный Труд в Великой Отечественной Войне», «За трудовую доблесть». Считается, что ни одна гидростанция до 1966 года не была построена без его прямого или косвенного участия.
Вяземский начал работать на строительстве Угличской ГЭС в декабре 1935 года заместителем начальника проектного отдела, затем — заместителем главного инженера строительства. Во время войны, когда основной коллектив Волгостроя был эвакуирован на Урал в Тагилстрой, Вяземского перевели в Рыбинск руководителем работ по завершению строительства ГЭС.
В 1944 году Орестом Вяземским для города Любима Ярославской области была запроектирована ГЭС с деревянной плотиной, через единственный пролет которой спускался паводок.
В конце 1946 года он был назначен главным инженером Волгостроя. Но в этой должности работал недолго и после сдачи в эксплуатацию Рыбинской ГЭС был переведен во Всесоюзный научно-исследовательский институт гидротехники имени Веденеева.
«Она носила кожанки, курила и нас, молодежь, ругала матом, но по делу». Так вспоминали коллеги о легендарном гидростроителе, участнике Волгостроя, Днепростроя, Куйбышевгидростроя, Тагилстроя и других грандиозных строек Шуламис Ароновне Зильберштейн.
Она родилась в 1903 году, окончила Одесский политехнический институт по специальности инженер-строитель. До 1937 года трудилась на строительстве Днепростроя.
Шуламис Зильберштейн на Волгострой пришла с уже большим опытом в гидростроении. Здесь она работала начальником участков Рыбинского и Угличского гидроузлов, а в 1944 году, когда ей было чуть за сорок, стала начальником Шекснинского района Волгостроя. Невысокая и худенькая женщина отличалась железным характером. В ее подчинении в разное время были тысячи человек, в том числе заключенные.
В 1958 году Зильберштейн начала работать начальником отдела ОКБ «Гидропроект». Она награждена двумя орденами Ленина – за Днепрострой и Куйбышевскую ГЭС, орденом Трудового Красного знамени за Волгострой, орденом «Знак Почета» за участие в строительстве Волгодонского судоходного канала.
«Она была прекрасным человеком, ответственным работником, за ее плечами был огромный опыт. Именно такие, как Ш.А. Зильберштейн, создали энергетическую мощь нашей страны», — писали о ней газеты. И таких людей, мечтавших, планировавших, строивших, были сотни и тысячи. Их имена известны и забыты, высечены на памятниках и погребены в архивах. Всем им имя – гидроэнергетик. 22 декабря они отмечают профессиональный праздник – День энергетика. Вспомните в этот день тех, кто строил и запускал Рыбинскую и Угличскую ГЭС, и поздравьте тех, кто работает на Каскаде Верхневолжских ГЭС сегодня.
Уважаемая редакция, исправьтесь, ваш ляп: «…кто причастен к производству электрической энергии.»
«День энергетика — это профессиональный праздник всех работников промышленности, охватывающей выработку, передачу и сбыт потребителям электрической и ТЕПЛОВОЙ энергии.»
Так что это праздник и теплоснабжающих организаций страны!