Темы 16 января 2019 14:00

Наедине с океаном

42 дня Федор Конюхов плывет на лодке по Южному океану из Новой Зеландии к Южной Америке. Он устанавливает мировой рекорд — наедине с айсбергами, бушующими ветрами, неистовыми штормами. Накануне Нового года путешественник попал в бурю, он отметил в океане день рождения. Публикуем подробности путешествия Федора Конюхова, большого друга Рыбинска.

Еще никому не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на весельной лодке – за всю историю переходов на таких судах через океаны. Федор Конюхов бросил вызов – себе, погоде, морской стихии. В рамках путешествия ему предстоит установить мировой рекорд – пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на весельной лодке.

Почему до Конюхова никто не решался на такое путешествие? Воды, где прямо сейчас плывет Федор Филиппович, не зря носят название «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые» — по цифрам широт. Скверная погода и штормовые ветра, которые считаются самыми сильными на Земле, издавна отпугивали мореплавателей. А чего стоят огромные волны, которые образуются из-за движения масс воздуха! Плавучий лед делает эту область труднопроходимой, особенно с мая по октябрь. Длина отдельных ледовых гигантов достигает 180 км. А удаленность региона от населенных областей Земли усложняет поисковые и спасательные операции.

Подготовка

Первый этап — путь из Новой Зеландии до Чили — стартовал в декабре 2018 года. Этому предшествовала тщательная подготовка. Для выживания в столь суровых условиях Конюхову спроектировали специальное судно – весельную лодку «Акрос». Британский дизайнер Филипп Моррисон уже проектировал весельные лодки для предыдущих путешествий Федора Конюхова. Размер его сегодняшнего морского пристанища — 9 метров.

Нос лодки оборудовали краш-боксом для гашения ударов волн и небольших льдин, разделили на два водонепроницаемых отсека, где хранятся оборудование и продукты на 300 дней. На борт загрузили наборы еды общим весом 120 кг из расчета 1 кг питания на день. Питательная ценность одного набора — 5000 калорий.

Кокпит (пространство для рулевого) уменьшили до минимума и тем снизили риск гребца быть смытым большой волной. Кормовой отсек увеличили на полметра, оборудовали навигационной рубкой, камбузом и отсеком для отдыха. Кстати, каюта для отдыха Конюхова оборудована системой подогрева полов. Федор устанавливает таймер на термостате и подогревает спальное место. Отсек, где находится рулевое устройство, отделяет от стихии водонепроницаемая переборка.

На борту три независимых системы выработки энергии, они питаются ветром, солнцем и топливными картриджами. Российская компания создала для Конюхова гибкие солнечные модули с КПД больше 22% — исключительный продукт по заказу путешественника. Никогда еще на борту мореплавателя не было столь эффективных солнечных батарей. Такие же солнечные модули установят на самолет для кругосветного полета Конюхова на энергии Солнца.

Начало пути

19 ноября. У команды Конюхова все готово, а погоды все нет и нет. Шторма и циклоны мешали началу путешествия. Холодные ветры из Южного океана дули навстречу берегу и не давали стартовать. «На лодке невозможно выгребать против такого ветра», — запишет путешественник в отчете.

Целый месяц команда ждала на берегу западного ветра, чтобы он отогнал лодку в Южный океан. И наконец, 6 декабря в восемь вечера по местному времени, Федор Конюхов пересек стартовую линию и отправился в одиночное плавание на весельной лодке от Новой Зеландии к мысу Горн.

12 декабря Конюхову исполнилось 67 лет. Весь праздничный день путешественник боролся со стихией: дул сильный встречный ветер. Федор с трудом удерживал лодку на курсе. Однако не унывал. Во-первых, могло быть и хуже. Южный океан мог бросить на лодку шторм с ветром в 60 узлов (108 км/ч). Во-вторых, не каждый человек отмечает 67-летие на пути к мечте. «И мечта эта большая — пройти мыс Горн на весельной лодке. Благодарен Богу за возможность дожить до этого возраста, учитывая мой образ жизни и экспедиции, которые я совершил. И это привилегия», — сообщил мореплаватель по телефону родным.

28 декабря лодка «Акрос» пережила первый сильный шторм в Южном океане. Волны вздымались на 5-6 метров, лодка ухала с них с огромной скоростью. Федор Конюхов не выходил на связь больше двух дней. И только поздним вечером, когда все более-менее стихло, он смог связаться с родными. Океан проверил силы мореплавателя.

«Ближайшие ко мне люди – космонавты на МКС»

30 декабря. «Я жив и здоров, ветер стабильный. Лодка глиссирует с огромных волн. Средняя ее скорость — 3 узла (5,4 км/ч). Но когда с волны слетает, скорость под 9 узлов (16 км/ч). Океан шумит и сам тащит лодку в сторону мыса Горн. Сегодня хорошо прошел, 82 мили (147 км). С момента старта — самый большой суточный переход. После островов Чатам на моем пути больше нет обитаемой земли – вплоть до мыса Горн. Впереди только Южная Америка. Как сообщили друзья, ближайшие ко мне люди сегодня – космонавты на МКС, на высоте 450 км. Люди на земле готовятся к Новому году, семья подготовила мне подарки, которые я открою следующей ночью».

4 января 2019. «Три дня хорошей погоды. За первые дни нового года неплохо продвинулся на юго-восток в сторону мыса Горн. Но сегодня очень сложный день, ветер зашел на юг, меня тащит в обратную сторону. Попал в ветровые ножницы. Стою на линии столкновения двух погодных систем: к востоку от меня ветер ровно с севера, а за кормой ветер ровно с юга.

Волны вертикальные. Когда сталкиваются, получается фонтан брызг – будто волны хлопают в ладоши. На палубе находиться невозможно, из кокпита выбрасывает, как из катапульты. Внутри каюты не легче — сильно ударил локоть и плечо. Сижу в летном шлеме — он защищает голову. Каска не подходит, она большая, приходится все время сидеть согнутым. Надо брать шлем танкиста.

Как и предполагал, после островов Чатам я перешел в другую погодную систему. Новая Зеландия больше меня не прикрывает от западных ветров. Не ожидал такой нестабильной погоды, рассчитывал на устойчивые западные ветры. Но в этого году они гораздо южнее, ближе к Антарктиде, а в моих широтах — циклон за циклоном.

Физически – тяжело, а вот духовно – легко. Никаких искушений, никакого сребролюбия, осуждения и лихоимства. Ночь пережил – слава богу, солнце зашло в чистый горизонт — слава богу. Дождя нет — хорошо, можно просушиться и проветрить каюту. Дождь есть – тоже хорошо, смоет соль с солнечных батарей, они будут лучше заряжать».

«Реальность оказалась суровой»

7 января. «Небо чистое, вижу звезды. Отметил месяц пребывания в Южном океане. В режиме «день простоять, да ночь продержаться» я провел месяц в ревущих сороковых широтах. Закончился первый летний месяц в Южном полушарии. Подведем промежуточный итог: по лагу прошел 3000 км, по курсу – 2000 км. Итак, почти 1000 км шел не по курсу — на север, на юг, а иногда и обратно. Это огромный путь вхолостую. В 2014 году за переход из Чили в Австралию было всего 500 миль холостого хода. Я, конечно, настраивался на сложный переход — знаю, что такое Южный океан. Но реальность оказалась более суровой. Штаб проинформировал: впереди большой айсберг. Основной объем льда южнее моего курса, а вот куски дрейфуют на север и будут пересекать мне путь. Наибольшая концентрация льда — примерно на середине моего маршрута».

11 января. «У меня все хорошо, ничего экстраординарного. День сурка. Неделю серое небо, серый океан, дождь, ветер, волны. Солнца мало, но солнечные батареи заряжают хорошо, им достаточно рассеянного света. Прихожу в себя и прибираюсь на лодке после штормовой погоды, которая держала меня и лодку в напряжении последние несколько суток. Ветер разогнал огромную волну, несколько раз сильно прикладывало. Переворота не случилось, но был на грани. Волны обрушивались в кокпит с грохотом. Газовую печку не включал двое суток, не ел горячего 50 часов. Боюсь обвариться кипятком при сильном волнении, в океане было много таких случаев. Зато сэкономил на расходе газа, у меня расчет – 1 газовый баллончик на неделю, все лимитировано из-за веса и объема.

Запустил опреснитель, набрал пресной воды. Заварил куриный бульон с сухарями, которые семья насушила мне в Новой Зеландии. Есть у меня хорошее экспедиционное питание, но иногда хочется горячего бульона с сухарями. Сегодня ночью лодка столкнулась с кем-то или чем-то. Ощущение, что лодка приземлилась с волны на спящего кита или на большое бревно. Как стихнет дождь, попытаюсь осмотреть корпус на предмет царапин или сколов краски.

Очень много медуз «португальский кораблик» — целые поля в океане. Они ядовитые, можно обжечь руки. Когда лодка попадает в поле с медузами, я убираю весла и жду, пока меня протащит через них. Никогда не видел такой концентрации медуз. Возможно, раньше я не обращал на них внимания, когда шел на яхте. А сейчас, находясь в 20 см от океана, я обращаю внимание на все, что находится на его поверхности.

За 2019 год я неплохо продвинулся по курсу, волнуюсь, что не удается уйти на юг. С начала года никак не получается пересечь

48-й градус ю. ш. Только приближусь, южный ветер отгонит лодку на север, опять приходится набирать юга. За весь переход самая южная точка у меня была 48’15. Чтобы обойти мыс Горн, нужно выйти на 57-й градус южной широты. Я за месяц не смог подойти даже к 50 градусу, ветер не пускает. Ситуация не критическая, время и расстояние еще позволяют, но я уже задумываюсь».

Только факты

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме