При всем уважении к Островскому, его сакраментальный вопрос «От чего люди не летают?» уже потерял актуальность. Сегодня в воздух можно подняться при помощи оборудования, которое весит всего 40 килограммов
Параплан дает возможность заняться профессиональным спортом, а также увидеть живописные красоты с высоты птичьего полета, насладиться потоками ветра и взлететь выше облаков.
Зимой и летом над Волгой можно увидеть бесстрашных людей, которые лихо взмывают в воздух на парапланах. Им можно только позавидовать – летая на этих «крыльях», они видят город как на ладони.
В Рыбинске число таких смельчаков постоянно увеличивается. Один из них – спортсмен и фанат парапланеризма Артем Вишняков.
По профессии он – промышленный альпинист, в свое время занимался парашютным спортом, а три года назад увлекся парапланеризмом. Однажды увидел, попробовал, а потом уже не смог жить без полетов.
— Раньше думал, что параплан опаснее, чем прыжки с парашютом. Когда прыгаешь вниз, стабильно идешь на снижение, а тут надо уметь управлять летательным аппаратом, который по принципу действия похож на крыло самолета. Но на деле все оказалось не страшно. Для тех, кто обладает необходимыми навыками, знает основы аэродинамики, параплан – вполне безопасное увлечение, – рассказывает Артем.
Парапланы бывают двух видов – с моторами и свободного полета. На первых можно просто путешествовать. А вот в свободном полете параплан взмывает ввысь за счет воздушных потоков. В этом случае требуется больше мастерства в управлении летательным аппаратом, но впечатления остаются такими же яркими. Среди коллег Артема есть рекордсмены, которым удавалось преодолеть более 50 километров в свободном полете.
— Подниматься на высоту классно в горах. За счет динамического потока – ветра, дующего в сторону склона – ты летишь все выше и выше. Причем порой с такой скоростью, что захватывает дух, – продолжает парапланерист. – Однажды я поймал поток, который двигал параплан со скоростью 8 метров в секунду. Было такое ощущение, что меня зацепил крылом самолет.
Он поднимался на высоту свыше 4000 метров. Это было в горах Кавказа. Там одолевал по 70 километров. На словах все получается очень гладко, кажется, что овладеть парапланом – пара пустяков. Для увлеченного человека это действительно так. Все сложности воспринимаются, как способ научиться чему-то новому.
— В основном все зависит от того, насколько человек готов к высоте, может без страха оторваться от земли. Некоторым некомфортно подняться даже на двадцать метров, и преодоление этой фобии может продолжаться долго, — рассказывает Артем. — Я дискомфорта никогда не чувствовал. Для меня чем больше высота, тем лучше. Воздух не может ударить, поэтому летать высоко лучше, чем кружить возле земли. Тогда больше возможностей управлять парапланом, улетать на дальние расстояния.
Одним из самых запоминающихся его приключений был перелет из Чегемского ущелья до Эльбруса и обратно. Было экстремально, приходилось ориентироваться на незнакомой местности. Но горы того стоят, считает спортсмен. На Кавказе самые захватывающие виды. Сверху наблюдаешь такую красоту! Снежные шапки гор, поля цветущих маков. И Рыбинск с высоты птичьего полета выглядит очень красиво.
Артем и его единомышленники нередко летают над облаками. Парапланеристы поднимаются туда, где взор не встречает ни одного препятствия, только яркий солнечный шар в окружении ковра из облаков. С земли они кажутся пушистыми и невесомыми, а сверху – рельефными и объемными, как причудливые строения.
Слушаешь все это и начинаешь завидовать парапланеристам белой завистью. А не заняться ли этим увлекательным видом спорта? Оказывается, удовольствие это вовсе не такое дорогое, как может показаться на первый взгляд. Комплект обмундирования и сам параплан из вторых рук для новичка обойдется в 40 тысяч рублей. Дополнительный плюс в том, что оборудование относительно мало весит, позволяет человеку без проблем путешествовать, искать интересные места для полетов.
— Как правило, через год-полтора после начала полетов парапланеристы меняют оборудование, покупают что-то более дорогое, современное, — говорит Артем.
По его словам, парапланы – надежные устройства. Ткань рипстоп состоит из крепких нейлоновых ниток, благодаря чему она считается прочнее стали. Даже небольшой клочок такой ткани способен выдержать вес человека. Толщина самой тонкой стропы параплана – примерно миллиметр, при этом она выдерживает 80-килограммовый груз.
Благодаря своей надежности параплан – вещь универсальная. Кто-то, как Артем, совершает на нем путешествия по маршрутам, наслаждается красотами природы, а кто-то, выражаясь профессиональным языком, крутит акра – выполняет всевозможные акробатические трюки.
В Рыбинске пока не учат летать на парапланах. Все желающие сначала осваивают премудрости этого увлекательного дела в Ярославле или других городах. Но Артем Вишняков с единомышленниками хочет, чтобы в нашем городе появилась своя школа парапланеризма. Этот вопрос спортсмены уже обсуждали с главой города Денисом Добряковым и нашли поддержку. Возможно, уже летом этого года клуб парапланеризма откроется на базе ДОСААФ. Пока же увлеченные ребята летают в свое удовольствие и организуют полеты с инструктором для всех желающих.
— Порой люди случайно узнают, что в Рыбинске развивается парапланеризм. Например, один парень из нашего города полетал в Гаграх с инструктором. Через него познакомился со мной в соцсетях и на моей «стене» увидел видео о полетах в Рыбинске. Помню, он удивлялся, что, оказывается, и в родном городе есть единомышленники, – рассказывает парапланерист.
По его словам, стремятся в небо люди самых разных возрастов. Кто-то совершает свой первый полет в пятьдесят лет и старше и понимает, что больше не может жить без неба. И начинает опровергать уверенность классика в том, что люди не летают.