1 апреля Рыбинский комплексный центр социального обслуживания населения отметил юбилей – тридцать лет со дня образования.
О непростых, но интересных буднях соцработников – в нашем материале.
Приготовить еду и накормить беспомощного человека, разобраться с начислениями по квартплате, выслушать и утешить, «выбить» дефицитные льготные лекарства – это лишь краткий список дел, которые ежедневно выполняют социальные работники.
Если быть точным, то 1 апреля МУ «Рыбинский комплексный центр социального обслуживания населения» отметил двойной юбилей. 30 лет назад в городе была создана служба по предоставлению социальных услуг. С тех пор она пережила реорганизацию, ликвидацию и вновь возродилась в 2009 году.
— Последние 10 лет социальное учреждение работает, не меняя названия, — рассказывает заместитель директора Елена Клокова. — А вот виды социальных услуг и требования к их предоставлению пересматривались неоднократно. В основном людям требуется помощь в получении льготных лекарств, им нужно, чтобы кто-то помыл пол в квартире, принес продукты и приготовил еду, накормил. Список услуг насчитывает 25 позиций.
С 2015 года помощь оказывается платно. Исключение сделано для граждан, чей доход ниже полуторакратного размера прожиточного минимума. На общем количестве получателей изменения сказались, но не сильно. Если в 2009 году ежемесячно на дому обслуживались 1216 человек, то в 2018-м – 1150.
Помощь на дому получают не только одинокие пожилые граждане и инвалиды, но и те, у кого родственники живут далеко и не могут помочь своим близким. Сегодня услуги оказывают 140 соцработников и 14 медсестер. Несколько лет назад в отделение срочного социального обслуживания была приобретена специализированная машина. Ежемесячно ею пользуется около 70 человек.
С прошлого года в социально-реабилитационном отделении «Здравушка», где подопечные Центра занимаются лечебной физкультурой, работает кабинет массажа, ведет консультации врач-терапевт. В Центре начал функционировать компьютерный класс. Здесь пожилые люди осваивают основы работы на компьютере, узнают, как пользоваться интернетом, электронной почтой, скайпом. Многим это нужно для общения с родственниками, живущими в других городах и странах. На данный момент обучение здесь прошли сто человек.
— Востребованы услуги социального пункта проката технических средств реабилитации, парикмахерской, — рассказывает специалист.
Люди – главный капитал Центра социального обслуживания. Для того чтобы выполнять ежедневные обязанности, они должны быть добрыми, участливыми, сильными физически, обладать покладистым, но настойчивым характером, уметь идти на контакт с людьми. Кто-то выдерживает на таком поприще один день, а кто-то работает десятилетиями и не представляет себя на другом месте.
Заведующие отделениями социального обслуживания на дому Ольга Павлова и Светлана Серкова рассказывают о нюансах нелегкого труда соцработников. Обе пришли работать в Центр в начале 90-х, в сложное время, когда многие нуждались в помощи.
— Каждый соцработник выполняет рутинную, но необходимую работу – приносит продукты, готовит еду, убирается в квартире. Решать проблемы пожилых людей порой бывает непросто. К примеру, в последнее время постоянно возникают сложности с льготными лекарствами. Соцработники идут на прием к терапевтам, по нескольку раз наведываются в аптеку, поскольку льготные лекарства не всегда есть в наличии. Соцработники выясняют спорные моменты по коммунальным платежам, обращаются в управляющие компании, ходят в Пенсионный фонд, — рассказывает Ольга Павлова.
Ее задача, как заведующей отделением, – сделать так, чтобы люди были довольны обслуживанием. Зачастую пожилым людям нужно не только принести продукты, но и поговорить с ними по душам. Важно, чтобы был контакт между людьми.
— Я лично знаю каждого клиента, у всех бываю дома. Каждого нового человека консультирую, какие документы нужно оформить, чтобы попасть к нам на обслуживание, — говорит Павлова.
Специалисты вспоминают, как с течением времени менялась их служба. В голодные 90-е, когда задерживали пенсии, в Центре работал буфет, где можно было приобрести продукты по низким ценам, здесь выдавали продуктовые наборы. В городе действовала сеть столовых, где пожилые люди могли по талонам бесплатно обедать. Жителям частного сектора оказывали услуги по колке и пилке дров. Для этого мужчинам-соцработникам выдавали бензопилы.
— В прошлом году у пожилой женщины – нашей клиентки – сгорел дом. В огне пропали все документы, она сама чудом осталась жива. Соцработник ходила по инстанциям, восстанавливала бумаги, договаривалась с устройством подопечной в палату социального ухода, — рассказывает Светлана Серкова.
— Недавно мы познакомились с ветераном Афганской войны, у которого возникли проблемы с продлением инвалидности и получением пенсии. Человек не может ходить, а врачи навещать его дома отказываются. Мужчина не является нашим клиентом, но соцработник, узнав о его проблемах, решила ему помочь. Сейчас ветеран стал нашим клиентом, соцработник продолжает ему помогать – готовит еду, убирает дом, — продолжает Ольга Павлова.
Соцработники в Рыбинске как будто ищут, кому бы еще помочь. По-другому эти гуманисты жить не могут.