О фотографе-анималисте мы уже рассказывали: любую свободную минуту он проводит в лесу — в компании птиц и зверей. А дома пишет полные нежности заметки о лесных жителях. Особенно дороги его сердцу лоси, а весной интересно наблюдать за играми птиц.
На востоке чуть-чуть зарозовело, но болото ещё окутано ночной мглой. Проснулся бекас, протяжно кричит кроншнеп, закрякали пролетающие мимо утки. Рядом со скрадком послышался шум крыльев и первое «чуфшии»! И вот зауркало, забормотало вокруг.
Я тщетно пытаюсь разглядеть прилетевших чернышей. Но с каждой минутой становится светлей, проступают контуры берега и ярких птиц, кружащихся в весеннем танце.
Косачи — эффектные нарядные птицы, лучше всего это видно при солнышке. Черный цвет сразу отливает сине-зелёным, крылья коричневым, а хвосты распускаются, как белые хризантемы. Венец их образа — ярко-красные брови, которые сходятся на голове, словно шапочка.
Весна — самое замечательное время. Время пробуждения природы, время любви и начало новой жизни. Кажется, весной все счастливы, но в жизни есть и проза.
В этом году не стало моего любимого тока. Это невосполнимая потеря. Я точно не знаю истинных причин случившегося, есть только предположения.
Это уже второй хороший большой ток, который исчез с моей карты. Удастся ли найти третий?
В местных лесах вдруг обнаружилась ястребиная сова. На краю березового леса северная гостья наблюдается с 18 апреля. Ее поведение — постоянно поет песенки и гоняет дневных хищных птиц — наводит на мысль, что у совы рядом гнездо. Но многократные поиски результата не дали.
Скорее всего, сова нашла богатое мышами место и застолбила территорию в ожидании партнера, который не появился. Точку ставить пока рано, буду наблюдать дальше. А пока портрет березовой совы.
На краю болотинки щелкал, словно кнутиком, первый погоныш. Я присел у края ивовых кустов, включил запись с его голосом и стал наблюдать. Птичка сразу отреагировала и побежала в мою сторону. Вот она рядом, но снимать мешают кусты и трава. Осторожно перемещаюсь, и тут практически из-под меня выскочила маленькая курочка.
Оказывается, пока я ловил погоныша в кадр, она подошла на полметра. Увидев самочку, петушок наклонился к земле, развернул шатром крылья и глухо затукал, кружась вокруг нее. Так повторялось несколько раз, но заснять увиденное не позволяли кусты.
На следующий день резко захолодало. Температура опустилась до нуля, утром птицы молчали. Не хотел свистеть и погоныш.
Когда ива начинает выпускать из лопнувших почек листья, к нам прилетают первые петушки-турухтаны.
Куличков еще не так много. Наблюдать их знаменитые воротнички удается редко. В основном, они бегают по урезу воды и кормятся, кормятся, кормятся.
Эти птицы в нашей местности очень осторожны. Совершенно случайно пара подпустила на фотовыстрел.
Я шел по краю болота на их курлыканье, не особо надеясь на удачу. Хотел только посмотреть, сколько их там. Встреча случилась неожиданно для меня и для них.
В апреле я оказался в Нижнем Новгороде. И встретился с Алексеем Левашкиным — вместе с товарищами он помогает гнездиться местным совам. Известно, что совы строить гнезда сами не могут и занимают чужие. Большие совы — канюков, подорликов, ястребов. Маленькие — ворон, сорок и дупла. Но где же им найти столько свободных?
Алексей с товарищами помогает птичкам, построив искусственные гнезда. Ребята изготовили, развесили и установили их в огромном количестве: десятки, даже сотни. В удобных местах висят платформы, ящики и дуплянки.
В этом году птицы поселились не везде: некоторые еще не прилетели, например, сплюшки, у других была плохая кормовая база. Но то, что ребята сделали, вызывает уважение.
За сутки мы проехали и прошли по красивым лесам много километров, проверяя заселённость гнезд разными совами: сычами, сычиками, ушастыми, длиннохвостыми, обыкновенными, бородатыми. Мониторили всю ночь их голоса и вернулись в город только к пяти утра. Теперь хочется сделать нечто подобное и у себя дома.
Отличная статья!
Спасибо Александру за информацию, и его потрясающее увлечение.