Онлайн-кассы шагают по просторам российского бизнеса с 2016 года. Предприниматели покрупнее вовсю пользуются новинкой. Умная касса и товароучет ведет, и базу клиентов, и сотрудников контролирует, и оценивает эффективность акций. Словом, скатерть-самобранка, а не кусок пластика со схемами. Другие пользовались временными отсрочками.
И вот с 1 июля кассы должны появиться у всех, кроме самозанятых, – тех, кто дает уроки вокала, пишет тексты или печет самодельные торты. Напряглись представители микробизнеса – им давали отсрочку год назад.
Микробизнесмен – тот, кто работает без наемных работников, или имеет одного-двух. К примеру, берет на оптовике макароны, крупу или детские вещи и перепродает их на рынке – сам или с помощью продавца. Теперь покупатель и фининспектор могут потребовать чеки.
Мы узнали мнение рыбинских бизнесмена и экономиста: как они относятся к введению онлайн-касс для микробизнеса.
Александр Кутырев, председатель рыбинского союза предпринимателей малого бизнеса:
— Я считаю, онлайн-кассы вводят, чтобы убрать рынки вообще. Потому что мы конкурируем с крупными торговыми сетями. У нас подешевле, часто – местное, свежее. Вот нас и выдавливают. В открытую нам не говорят «ваше время закончилось». Но вставлять палки в колеса вроде обязательности онлайн-класс – это государство может.
На рынках, на перепродаже одежды, продуктов, работает масса пенсионеров. Для них это ощутимая прибавка к пенсии. Но сегодня многие собираются бросать. Они не готовы вкладываться в онлайн-кассу, возиться с ней. У них и телефоны-то кнопочные до сих пор.
Казалось бы, 18 тысяч стоит касса. Цена не запредельная. Но на рынке объемы продаж и так невелики. Откровенно сказать, в нашей сфере уже никто не развивается. Если бы в Рыбинске были достойные рабочие места, многие бы уже давно завязали. В сфере микроторговли города сейчас порядка трех тысяч человек занято. Все мы останемся без работы.
Обидно еще, что мы платим налог, работаем честно. А куча людей в интернете работает «в серую». И по домам культуры возят «белорусские товары»: куртка – 200, ботинки – 300». Они не платят налогов. А прихлопнуть пытаются нас, их игнорируют. Нас легко поймать – вот мы, на рынке стоим. Не там ищут, в общем.
Думаю, вскоре заставят платить и тех, кто торгует на рынке овощами-фруктами со своего огорода. А там и самозанятых обяжут с кассой продавать самолепные пряники и вязаные носки.
Валерий Петровский, кандидат экономических наук:
— Каждый бизнесмен умеет экономить и хочет «придержать деньгу». И онлайн-касса кажется ему лишней тратой. Но и позиция государства ясна: оно хочет следить за денежными потоками, хочет, чтобы все обоснованно платили налоги. Это один из инструментов контроля над деятельностью бизнесменов. Вся выручка должна быть видимой, проходить через кассовые аппараты.
Сейчас возможна ситуация, когда бизнесмен не демонстрирует выручку: вне зависимости от заработка он платит единый налог на вмененный доход и работает. И нередко ипэшники лукавят: заявились как парикмахерские услуги, а сами осуществляют транспортные перевозки, к которым совсем другие требования и налоги. А с помощью онлайн-кассы государство будет контролировать правильность применения вмененки: тот ли вид услуг бизнесмен оказывает, правильно ли начисляется налог.
Единый налог на вмененный доход отмирает. Через год-два его отменят. Останется патентная система налогообложения, где основной показатель – выручка.
Я понимаю боль людей, которые зарабатывают, стоя на рынке. Но это же фактически мини-маркет. И почему магазин обязан иметь онлайн-кассу, а рынок – нет? И когда мне говорят «бабушка не сможет освоить онлайн-кассу», я отвечаю – «тогда бабушка не должна торговать».
Одно дело – разовая акция: пенсионерка вынесла на рынок надоевший фикус, яблоки в урожайный год, или клюквы насобирала и продает. Но если она на постоянной основе перепродает одежду или продукты… Все – она в бизнесе. А здесь нужно соблюдать правила игры. И нечего прикрываться немощью. Насколько бы «микро» ни был твой бизнес, ты должен соблюдать правила большой игры.
К тому же, думаю, онлайн-кассы со временем будут становиться все проще в управлении, возможно, даже их встроят в смартфон. Вспоминается мой первый компьютер в 1977 году – это была махина длиной 50 метров. Спустя сорок лет люди носят крохотные электронные чипы, вмонтированные под кожу. И кассы станут упрощаться год от года.
Есть нюансы и для тех, кого нововведение пока не касается. К примеру, онлайн-касса не нужна при продаже газет и журналов. Но при продаже в газетном киоске книг, сигарет, игрушек нужна касса, покупатель может требовать чек.
А вот по льготе в 18 тысяч у меня есть вопрос. Государство предлагает восполнить стоимость аппарата. И люди будут брать кассу за 18 тысяч и ниже, чтоб не входить в убытки. Но тут я бы поспорил – возможно, качественный аппарат стоит дороже. Был случай: рыбинская предпринимательница купила несколько онлайн-касс, и в один день у нее в магазинах три аппарата вышли из строя. А производитель их штампует и продает до сих пор.
Ну и последнее: есть у меня опасения, что все убытки бизнесмен возложит на плечи потребителя. Так что опять пострадает простой покупатель.
Нет наемных работников с трудовыми договорами. Если сотрудник – сам ИП, и зарегистрирован как самозанятый, или с ним заключен договор подряда, отсрочка действует до 1 июля 2021 года. Продает товары или оказывает услуги собственного производства. ИП торгует чужими товарами – отсрочки нет. Печет, шьет или создает что-то сам – касса не нужна.
Тем, кто торгует на улице, в киосках, на лотках:
Оказывают услуги:
Социально важные сферы деятельности: