«Вместо того чтобы летать и учить этому людей, мы вынуждены зарабатывать деньги, чтобы выжить», — начальник рыбинского авиаклуба Александр Воскобойников рассказывает о том, как затухло ДОСААФ в Рыбинске, и чего теперь стоит получить путевку в небо
Два исправных самолета из восьми, долги по коммуналке, задержки по зарплате, дефицит кадров и арестованный счет – сегодня ореол романтики вокруг авиаклуба растаял, как белый дым.
Созданный в 30-х годах прошлого столетия, он вырастил 16 Героев Советского Союза, а теперь, по словам Александра, существует не благодаря поддержке, а вопреки трудностям.
За последние годы здесь сменилось несколько руководителей, не выдержавших груза проблем, и даже звучала мысль, что клуб надо закрыть вовсе, а технику передать в Ярославль.
— Но мы подумали и решили: не мы открывали, не нам и закрывать, — говорит Воскобойников.
Сам он – летчик-инструктор ЯК-52, командир АН-2, в небе 17 лет. Вспоминает, как самолеты с курсантами нарезали круги в рыбинском небе, как 16-летние мальчишки, будущие кадры авиации, впервые знакомились с высотой, как сбывались их мечты о полетах.
Сейчас небо открыто только для тех, у кого есть деньги. Не каждый готов отдать за час полета 15 тысяч рублей. Чтобы научиться самостоятельному пилотированию, нужно налетать 11 часов, заниматься хотя бы трижды в неделю. На деле получается, что пока человек зарабатывает себе на очередной полет, образуется большая пауза в занятиях.
Занятия с курсантами, прыжки с парашютом, показательные выступления на больших городских праздниках – теперь это основной источник заработка для аэроклуба с апреля по октябрь. Прибыль приносит и сотрудничество с партнером – КБ «Луч». Летчики оказывают услуги воздушной лаборатории при испытании беспилотников.
— Выживаем, как можем, — говорит Александр. – Государство оставило нам старую технику, но отказалось поддерживать материально. Хотя известно, что авиация – дотационная сфера деятельности, сама по себе она убыточна. В России в аэропортах останешься без штанов: аэропортовый сбор, аэронавигационное обеспечение – за все плати. В США, например, аэропортов в десятки раз больше. Тебя примут, обслужат, еще и машину дадут, чтобы ты осмотрел достопримечательности. И это бесплатно.
Фонд старой техники с ресурсом, требующей ремонта, большой. Пропусти ее через завод, где ее разберут до винтика и соберут заново – и она станет как новая. Вопрос в цене – ремонт одного самолета стоит 4,5 миллиона рублей. Рыбинскому клубу поставить на крыло нужно шесть машин – пять «Яшек» и одну «Аннушку». Такие суммы заработать местным пилотам просто нереально.
Между тем именно на таких самолетах, по мнению опытного летчика, нужно проходить первоначальную летную подготовку. Потому что они показывают пилоту все, на что техника и человек, который ею управляет, способны в воздухе. Отсутствие автопилота учит бесстрашно принимать решения, ориентироваться в воздушном пространстве.
— В гражданских училищах сейчас импортная техника, — говорит Воскобойников. — Да, они летают, но они не знают, что такое штопор, взрывные моменты. Все можно отработать на тренажере, но это не тот уровень знаний. На ЯК-52 уже в третьем упражнении курсант учится выходить из штопора.
По мнению специалистов, до 2032 года России и государствам, входящим в СНГ, потребуется 12 тысяч пилотов. Кажется, не так много, однако уже сегодня дефицит летного состава оценивается до 2-3 тысяч человек. Летные школы не успевают за ростом рынка перевозок в нашей стране.
— Чтобы комплексно решать задачу, необходимо в первую очередь работать с подрастающим поколением, — говорит Воскобойников. — В советское время с этим все было в порядке. ДОСААФ готовило резерв: летчиков, парашютистов, водителей. Сегодня мы теряем клубы, летно-техническое училище ДОСААФ в Калуге, воспитывающее летчиков и технический состав, закрыто. Если у меня инженер уйдет на пенсию, я не знаю, кем его заменить. На западе кадры учат, развивая частную авиацию. Но там и менталитет другой. Если и в России дать волю частникам, страшно представить, что может случиться.
Несмотря на все трудности, рыбинский авиаклуб не собирается закрываться. Но держится он на энтузиастах, по-настоящему любящих рыбинское небо. И верящих, что наступит момент, когда возможности ДОСААФ снова будут оценены.
Трагические авиакатастрофы, в которых главную роль сыграл человеческий фактор, – лишнее подтверждение тому, что небо ошибок не прощает. Опыт и знания приобретают на учебе. Не виртуальной, а реальной. Когда ты можешь почувствовать самолет и управлять им без страховки. Такие возможности дает ДОСААФ