Все любят деревья. Все готовы их защищать от вырубки и стрижки. И даже если пилят дерево у окон жилого дома, непременно появятся желающие о нем погоревать
Между тем в недалеком прошлом – в XIX – начале XX века – деревьям в Рыбинске было отведено гораздо меньше места на улицах и больше – в парковых зонах.
Посмотрите на Крестовую улицу на переломе столетий. Здесь не было место зелени. Как не было места цветам, траве, открытой земле. Наши предки серьезно следили за внешним видом Рыбинска. И не сажали на улицах деревья, чтобы они не заслоняли собой красивые купеческие здания и особенно храмы.
Кроме того, зеленые насаждения и открытая земля – это лишний мусор и грязь, а на содержании дворников не расточительствовали.
Зато деревья росли во дворах, садах и парках, на берегах реки. Это хорошо видно на старых фото Рыбинска.
В советское время деревья высаживали вдоль дорог, что было обусловлено появлением автомобильного транспорта.
Современная ландшафтная инфраструктура города отличается более сложными функциональными связями, более подробной интегрированной пространственно-функциональной структурой.
Специалисты говорят, что система рекреационных территорий – парковых зон, городских садов – уже стала частью городского ландшафта, но не основным функциональным элементом озеленения, как это было 50 лет назад.
При строительстве новых жилых микрорайонов современные приемы ландшафтного проектирования и дизайна позволяют создавать природно-искусственный микс зеленых насаждений и жилых строений. На этапе проектирования нового района создается связанная система озелененных транспортных пространств, городских общественных парков, скверов, площадей, пешеходных улиц, набережных, внутренних пространств жилых комплексов и архитектурных объектов. Существует даже такой термин – «зеленая архитектура».
А как быть с исторически сложившимися пространственно-планировочными структурами городов, где четко обозначены исторический центр, высока плотность застройки, охраняется идентичность и художественное своеобразие архитектуры?
В Европе, где в старых центрах нет места деревьям, проблему озеленения решают за счет бережного отношения к уже существующим зеленым зонам. Здесь не просто ухаживают за парками – их постоянно обновляют, вырезая старые ветки и вырубая отжившие свой век деревья. И сажают новые, определенных видов и пород.
Развита система озеленения декоративными кустарниками. Они красивы, не закрывают исторические виды, но также требуют постоянного участия людей. Кустарники стригут, придавая им аккуратные формы, убирают вымершие растения и подсаживают новые.
Раздолье зелени царит в европейских новых микрорайонах и частных застройках. Но и тут деревья сажают определенного вида и максимально защищают дороги и тротуары от земли.
А теперь самый главный вопрос – зачем нам деревья?
Если сегодня на улице спросить об этом любого прохожего, 99 процентов скажут: для чистого воздуха и от шума.
Однако не нужно быть гением, чтобы понять, что это – борьба не с причиной, а с последствиями.
Сократив количество машин и снизив их скорость на дорогах Рыбинска, можно решить экологические проблемы и без посадок деревьев.
Будут ответы о красоте зеленых насаждений. И с этим никто не поспорит. Однако исторические здания и памятники, которыми Рыбинск так гордится, тоже красивы.
Специалисты в городском ландшафте говорят: не стоит пытаться убить двух зайцев сразу, сажайте деревья не сплошной стеной, а точечно, там, где они не будут мешать эстетическому восприятию архитектуры.
Есть еще одно преимущество городских растений – дренаж почвы. Деревья хорошо выводят в грунт осадки, но они никогда не заменят качественную ливневую канализацию на наших улицах.
Борьба за чистый воздух – это тоже не посадка растений. Одновременное увеличение количества автомобилей и деревьев на дороге – это борьба со следствием, которая будет проиграна выхлопным газам.
Строительство новых дорог не решает проблему пробок: появятся новые дороги — в городе станет больше машин. Передовые архитекторы говорят: в городах будущего не должно быть частных автомобилей. Личный автотранспорт, как частная лошадь с телегой, останется лишь воспоминанием для наших внуков. В городе должно быть больше пространства для людей, а основным городским транспортом станут велосипед и электросамокат.
Поэтому архитектурные эксперты убеждены: озеленение города – это полезный и нужный процесс. Но не забывайте про архитектуру и не пытайтесь решить проблему экологии только за счет деревьев без учета транспортной политики в целом.
А вот что о деревьях говорят экологи: «Отдельно стоящее дерево на бульваре, высаженное туда из питомника, дает 10 условных единиц кислорода. А точно такое дерево, такой же породы и возраста, но в окружении других деревьев, кустарников, с гнездом птицы в кроне и насекомыми, опыляющими его цветы, с травой вокруг, может давать и 20, и 25, и больше единиц кислорода».
Парковые зоны, засаженные деревьями, кустарниками, травой, обжитые птицами и белками, гораздо эффективнее для экологической обстановки в Рыбинске, чем ряд деревьев вдоль Крестовой. Хотя и они могут быть полезными и красивыми. Если подобрать место, высоту ствола и плотность кроны в соответствии с архитектурным обликом улицы и требованиям к чистоте. Согласитесь, никто не хочет ходить по грязным улицам или тратить лишние миллионы на ее непрерывную уборку.
Пропаганда того что делается явно просматривается. Только Вы забыли упомянуть, что в те времена только на лошадях ездили, а не на авто.
Так давайте запретим на Крестовой транспорт и будем ездить там на лошадях. Ведь так же было в начале 20го века