Инга Рачкова создала серию портретов рыбинцев, которых в конце тридцатых переселяли с мологских земель в Рыбинск. Пять лиц – пять историй. Художница рассказывает, как это было:
«Некоторые рисунки я писала по фото – людей уже нет в живых. Иные — с натуры, и тут мне посчастливилось послушать их рассказы. У них такие разные судьбы.
Мужчина на портрете сам перевез дом из Мологи, как многие его земляки. Сам украсил его резными наличниками. Как раз его я рисовала по фото, он уже ушел из жизни.
Да, уходят от нас мологжане, как ушла когда-то и сама Молога. Сейчас остались в живых лишь те, для которых затопленный город или родная деревня – далекие детские воспоминания. Татьяна Баранова с портрета в интерьере с часами и вовсе родилась уже после переезда, она рассказывает с воспоминаний родителей.
Ираида Алексеевна и сестра ее, Мария Алексеевна, помнят, как ходили в школу в соседнее село до затопления. И больше рассказывали про военное и послевоенное время.
Ираида Алексеевна удивляется еще — что-то память стала подводить. А ведь ей 95. Говорит: «Когда работала, так тяжко было. Каждый день думала, что умру». Сидит передо мной бабуленька, и уносится взглядом на многие десятки лет назад…
Работа небольшая – создать пять рисунков. Но она помогает остановиться в беге времени, здорово отрезвляет: начинаешь вспоминать главные истины, задумываться, чем жив человек. Перед глазами разворачивается жизнь человека, подходящая к завершению. Это как путешествие во времени с реальным человеком от его детства и далее.
Есть у работы и глобальный смысл. Сохранить память о Мологе. Как жителю рыбинского края, мне важно знать его историю. Как и историю всей страны: Ираида Алексеевна, например, была невинно осуждена на 5 лет. Со мной ездил сын, слушал рассказы стариков – считаю, это был полезный опыт».
Интерес к мологской земле в Рыбинске не угасает.
В начале августа Алексей Алексашин, руководитель музея «Рыбинские Рыбы», представил горожанам в Рыбинском музее-заповеднике результаты проекта «Росписи затопленных земель», который создается на средства Фонда президентских грантов. Как начинался проект, мы писали осенью.
«Вологжанки Ольга Гладышева и Ангелина Глебова изучали предметы декоративно-прикладного искусства Молого-Шекснинского междуречья в музеях и частных коллекциях Вологды, Череповца, Рыбинска, Ярославля», — пишет Алексей на страничке в соцсети. Результат их труда — коллекция орнаментов и росписей. Алексашин оцифровал коллекцию и свел узоры в бренд-бук.
Теперь любой желающий может нанести узоры на керамическую плитку, своими руками воссоздавая росписи затопленных земель.
В музее «Рыбинские рыбы» проводят мастер-классы по росписи керамических плиток, обучают работать с красками по керамике. Участники мастер-классов узнают — как искали и нашли уникальные росписи канувшей под воду Мологи, как исследовали предметы декоративно-прикладного искусства и их орнаменты.