Америка – рай для собак. Рядом с магазинами – миски со свежей водой, в кофейнях подают взбитые сливки для собак, «паппучино». Через каждые сто метров на улице – устройство с пакетиками под экскременты и санитайзером для рук. Владельцев собак там не называют хозяевами – лишь родителями, а взять из приюта – значит усыновить.
Обожают собак и в Чехии. И не просто любят – относятся ответственно. Пес, оставшийся без присмотра – сел ли его хозяин в тюрьму или лег в больницу, попадает в приют. Там четвероногому быстро подбирают нового человека – желающие стоят в очереди. Если кто-то выгнал животное на улицу, ему грозит серьезный штраф – собаки чипированы, и горе-хозяина быстро вычислят.
В Нидерландах существует партия защиты животных. А в полиции – 500 сотрудников специального отдела защищают права как экзотических, так и простых домашних питомцев. А как у нас?
Историю рыбинского Бобби нам рассказали в БФ «Надежда». Хозяевам подросток-полуретривер не угодил: выглядел непрезентабельно, да еще и шалил по юности. Заниматься воспитанием пса, которого они сочли некрасивым, люди не захотели. Так Бобби оказался на улице. Он нашел пристанище в подъезде дома, где его подкармливали. Это не понравилось местному живодеру – тот обварил беднягу кипятком. Надо ли говорить, что за содеянное он не ответил?
Собаку еле спасли, благо он попал в милосердные руки волонтеров «Надежды». Два года Бобби жил на платной передержке: в месяц его содержание и лечение стоили благотворителям 4 тысячи рублей. Деньги собирали в соцсетях. Волонтеры лечили его ожоги, восстанавливали покалеченную психику. Сегодня пес живет в любящей семье, но поведение его сложно назвать идеальным – слишком часто люди делали ему больно.
— Только недавно Бобби перестал лаять на выпивших. Он терпеть не может запах алкоголя. Не любит и велосипедистов, огрызается на них. Еще он сильно тянул на прогулке, куда хотел. Не был приучен идти рядом. Эти особенности мы сглаживаем дрессурой, — рассказывает Елена Мазур, хозяйка Бобби. – Но мы рады, что пес с нами. Он ориентирован на человека, ходит за нами как хвостик. Кроме того, и это важно для нас, – он ужился с пятью нашими котами!
То, что Бобби выжил – чистая случайность. На его восстановление потрачены сто тысяч рублей и масса человеческих ресурсов – терпения, времени, жалости. В России нет системы помощи животным, оказавшимся ненужными. Десятки и сотни собак, выброшенных людьми, гибнут на улицах от болезней, живодеров и автомобилей, умирают от жажды, когда их привязывают к дереву.
У человека в России нет чувства ответственности за собаку, потому что никто не спросит: куда делась? Почему не прививаете и не стерилизуете? Как это – десять собак в двухкомнатной квартире в клетках? Ничто, кроме совести и великодушия человека, не стоит между ним и собакой. Надоела – утопит, застрелит тайком, отвезет в лес. Бессловесные выброшенные животные никому не нужны – ни людям, ни государству. Их судьба волнует, пожалуй, только волонтеров.
— Если сейчас в Рыбинске откроют большой приют для собак и кошек, его сто-двести мест заполнятся через неделю. На Авито сотни объявлений, где люди бесплатно отдают собак и кошек. Рыбинцы не признают стерилизацию, считают ее вредной или не желают на нее тратиться. А мы имеем дело с плодами их мнимой сердобольности и жадности, — говорит Ксения Давыдова, волонтер БФ «Надежда».
Фонд – это не приют, у него нет площадей, нет постоянного источника финансирования. Есть лишь желание помочь. Волонтеры размещают животных, часто больных, покалеченных, на временных передержках, оплату за которые собирают в соцсетях. Рекламируют собак и кошек, чтобы те быстрее нашли новых хозяев.
Как патронатные медсестры к новорожденному, добровольцы первое время после устройства часто заглядывают к новым хозяевам пса. Оценить, все ли хорошо, не обижают ли питомца, нет ли проблем. Предлагают помощь, рекомендуют кинологов и зоопсихологов. Заодно присматриваются – хорошо ли обращаются с животным, не запуганное ли оно, не слишком ли агрессивное.
— Животное из приюта или с улицы как ребенок из детского дома. Ему требуется адаптация. А значит, у хозяина должно быть море терпения и желание наладить отношения с собакой, — говорит Ксения.
По ее словам, проблемы возникают, когда у человека неправильная мотивация. Многие, приютив уличного пса, ждут от животного благодарности, трогательных моментов. По неопытности они считают собаку источником радости, воспринимают ее как набор бонусов. Практически всегда они остаются разочарованы.
— Прежде чем спрашивать, с собакой нужно поделиться – теплом, силами, терпением. Нельзя же только потреблять, — уверена волонтер.
Профессиональные заводчики скептически настроены к собакам из приютов. Можно считать это конкуренцией или ревностью. Но их точка зрения аргументирована несчастными случаями с участием бродяжек, которых приютили люди.
Игорь Шубин, рыбинский заводчик овчарок:
— Мы ничего не знаем о прошлом брошенного пса: как его растили со щенка, как с ним обращались, вполне возможно, что его били, и он озлобился на все человечество. Проблемы у взрослой собаки убрать очень сложно. И даже когда кажется, что они ушли, внезапно выскочит что-то, как черт из табакерки, сработает триггер – тот раздражитель, о котором вы не подозревали, и собака сорвется.
Приведу пример: в Рыбинске у магазина привязали собаку, из тех, которых называют бойцовыми. Продавщицы подкармливали ее, а потом хозяин магазина взял собаку домой. Она прожила в семье несколько лет (!), прошла курс дрессуры, ничто не предвещало беды. Пока однажды хозяева не поссорились после праздника, и жена прикрикнула на мужа. Собака бросилась на женщину и разорвала ей кисть, которую еле спасли.
Так вот, мы не можем угадать, что в голове собаки, которую мы не растили с детства. На что она негативно среагирует. Это как русская рулетка. Особенно осторожным следует быть семьям с детьми – нет уверенности, что они не сделают собаке больно или не будут раздражать ее своими криками.
Такое чувство, что писать статью о волонтерстве и благотворительности дали эгоцентричному журналисту, которому в принципе не дано понять смысл этих социальных явлений.
Алена, такое чувство, что вы не поняли — статья не о волонтерстве и благотворительности, она о брошенных собаках.
Спасибо за честную статью. Прочитав эту информацию многие потенциальные собачники более трезво увидят весь груз ответственности, который ляжет на них после приобретения щенка. А те, кто утопая в розовых романтичных слюнях берут «собачку» со двора, поймут, что животные с улицы это не только «обнимашки», но и шипы. Те, кто продает собачий и кошачий корм на миллиарды, думают гораздо больше о своих виллах и самолётах, нежели описанных коробках, в которых выбрасывают на асфальт надоевших «пушистиков». Они заливают тонны провоцирующих видео и фото в сеть, чтобы словить очередных «потребителей корма», которые не смогли устоять перед «милотой». А за тупостью безграмотных хозяев — море душевных слез и ран животных, которые они даже не могут высказать. Бессловесные, они мучаются зачастую и видит Бог, сколько из них «случайно» попадали под машины, срывались с высоты. Или предпочитали жуткие стаи своим «хозяевам». Спасибо за статью.