Увидеть «Лунную ночь на Днепре» и… остолбенеть. В воскресенье я с друзьями побывала в Ярославском художественном музее на выставке работ Архипа Куинджи.
К большим знатокам живописи я не отношусь, но когда узнала, что в Ярославль приехала выставка знаменитого классика, мастера света Архипа Куинджи, решила – надо ехать. Особенно хотелось увидеть его самую знаменитую картину «Лунная ночь на Днепре».
Желающих провести воскресный день в музее было немало. В трех залах, где выставили несколько десятков картин из собрания Русского музея, бродила самая разнообразная публика – родители с детьми, нарядные старушки, молодые парочки.
Мою любимую картину разместили в первом зале, но как истинный гурман, я оставила ее осмотр на последний момент.
С помощью тонких штрихов, хаотичной россыпи мазков мастер творит невообразимое – ловит в свои картины солнце. Благодаря этому березовая роща наполняется воздухом и светом, со стороны раздольной степи несется теплая пыль, а осенняя распутица дышит настоящей туманной сыростью.
Для меня знаменитая «Лунная ночь на Днепре» Куинджи – картина-хамелеон. Если стоять с ней рядом, то луна похожа на картонный раскрашенный кружочек, который вырезали и приклеили сверху. Она выглядит как нечто инородное. Но стоит отойти, как начинается неведомая магия. Вокруг небесного светила появляется ореол, она оживает, хочется воскликнуть «Верю!». Зато только вблизи можно увидеть, как затейливой написал художник лунную дорожку на реке. Она не просто играет всеми оттенками лунно-изумрудного цвета, видны мелкие черточки водной ряби.
Интересные факты о моей «любимице» рассказал экскурсовод. В свое время широкой публике ее представили своеобразным образом. Чтобы подчеркнуть атмосферность картину поместили в отдельную комнату, обитую черным бархатом. Напротив, в строго определенном месте, поставили лампу Яблочкова, свет которой отражался светлыми участками полотна, поглощался темными. В результате зритель ощущал полное погружение в реальность. В комнату пускали не более десятка человек за раз. Зрители были под таким впечатлением, что некоторые начали подозревать Куинджи в жульничестве. Поговаривали, что картина написана на стекле и подсвечена с обратной стороны. Кто-то предполагал, что художник писал не маслом, а фосфорными красками. Другие же зрители вовсе предполагали, что он продал душу дьяволу за возможность написать такой шедевр. Возможно, они были не далеки от истины.