Мнение 19 октября 2019 10:00

Как обойтись без торговых сетей?

О том, почему фермер не стремится продавать свою продукцию в крупных торговых сетях, объединяется с другими производителями натуральных продуктов, а также почему важно не боятся коптильной печки

О фермерском хозяйстве Марины Степановой мы писали не раз. Но всегда интересно возвращаться к интересным темам и собеседникам, тем более что и повод есть – 13 сентября в стране отмечали День работников сельского хозяйства.

Культура производства

В представлении многих ферма – это место с шеренгой серых бараков для жи-вотных, где можно ходить только в резиновых сапогах по щиколотку в грязи.

Фермерское хозяйство Марины Степановой опровергает этот миф. Первое, на что обращаешь внимание, шагнув за забор, – это красивый ландшафт с искусственными прудиками, цветочными арками, декоративными растениями. Чуть поодаль виднеются теплицы, где выращивают огурцы и помидоры для столовой, в которой обедают работники фермы.

Условия для работы под стать дисциплине, царящей в хозяйстве. Надолго здесь задерживаются только те, кто относится к своим обязанностям серьезно.

— А как иначе? — рассуждает начальник цеха полуфабрикатов Лариса Арсентьева. — Ассортимент продукции расширяется, надо изучать новые технологии, рецептуры.

Несколько лет назад, когда я только пришла на предприятие, наш цех производил всего пять видов котлет и пельменей. Сегодня ассортимент насчитывает более ста наименований. Тоннами мы их не вырабатываем, делаем по чуть-чуть, но с такой периодичностью, чтобы продукция расходилась до следующего дня. Поэтому на ферме практически нет складов, — рассказывает специалист.

Внедрять новые виды продукции работникам фермерского хозяйства подсказывала сама жизнь. Когда в городе открылся второй магазин хозяйства, они решили попробовать производить колбаски-гриль. Когда появилась третья точка продаж – замахнулись на полукопченые изделия. Благо сейчас купить необходимое оборудование не проблема – компактные печки работают даже в кафе и ресторанах.

Со временем, когда народ распробовал новую продукцию, пришлось озаботиться приобретением более производительной техники стоимостью несколько сотен тысяч рублей.

К ней работники цеха поначалу и подходить боялись, но начальница сказала: «Раз мы тут все заодно, то каждый должен уметь работать на этом оборудовании».

Подкидывают новые идеи и сами покупатели. Так, в магазине на Пошехонском тракте дачники, приезжающие на лето в Заволжье, искали тушенку. Летом это незаменимый продукт для обеда или ужина на скорую руку. В фермерском хозяйстве сразу смекнули и выпустили новый продукт.

— Без обратной связи с покупателем никуда. Людям захотелось, чтобы наше мясо – замаринованное, подготовленное – продавалось в специальной упаковке, в которой можно запекать вкусное блюдо. Пожалуйста, теперь на прилавках магазинов есть такой продукт. Каждый сезон мы с коллективом обсуждаем, что будет в тренде. Мы учитываем контингент жителей районов, где расположены торговые точки. Туда, где живет много молодых семей с маленькими детьми, стараемся поставлять больше телятины, — рассказывает хозяйка фермы Марина Степанова.

Высокую планку качества продукции она и коллектив хозяйства держат вот уже пятнадцать лет. Они поставили ее для себя сами, поэтому к всевозможным нововведениям государства в области контроля качества относятся философски.

— Если ты работаешь в небольшом городе, изначально будешь бороться за качество продукции, потому что итог твоей работы на виду. Мы пятнадцать лет работаем под маркой ГОСТ. Ее просто так не приклеишь на грудь. Ежеквартально продукция сдается в независимую экспертную организацию. Проверок столько, что приходится затаривать и отправлять на контроль целую «Газель» с продукцией – весь ассортиментный перечень. Я не говорю о проверках на месте. По закону мы – маленькое частное фермерское хозяйство – обязаны предоставить оборудованный кабинет, лабораторию для независимого ветеринарного врача на предприятии. Вся работа проходит под видеонаблюдением, — рассказывает Степанова.

Больше года назад на мясоперерабатывающих производствах, в том числе и здесь, заработала система «Меркурий». Для малого бизнеса сложность в том, что она требует дополнительных специалистов. Небольшие предприятия не могут позволить себе такую роскошь. Поэтому в нашем случае этим занимается начальник цеха, помимо своих основных обязанностей.

В сети не заманишь

Сейчас бренд «Фермерское хозяйство Марины Степановой» насчитывает шесть магазинов – четыре в Рыбинске и два в Ярославле. Развитие собственных торговых точек –альтернатива крупным торговым сетям. Марина Степанова в отличие от других малых производителей туда не рвется. Несколько лет назад были попытки поставлять готовую продукцию в гипермаркеты, но они не привели к желаемому результату.

— Рассматривая подобные варианты, мы в первую очередь интересуемся условиями продажи своей продукции. Если в собственных магазинах каждая единица на виду у продавца, он следит, чтобы товар не завалялся, то на общих витринах крупных сетей это происходит сплошь и рядом. Продуктов много, продавцам порой сложно уследить за всем. В результате, когда срок годности продукта подходит к концу, его возвращают производителю, то есть нам. А кому хочется нести убытки? В фирменных магазинах хозяйства работает хорошо обученный, проверенный персонал. Наши продавцы заинтересованы в том, чтобы товар не залеживался на прилавках. Они привыкли к внезапным проверкам руководителей предприятия, аккуратно выглядят, могут подробно рассказать о любом продукте, — говорит Марина Степанова.

Еще одна важная причина, почему она не стремится попасть в торговые сети, – это порядок оплаты за поставленную продукцию. Крупные магазины могут рассчитываться за партию мяса до 30 дней. Для небольшого фермерского хозяйства это слишком долгий срок.

Поэтому руководство и сотрудники Степановой привыкают обходиться собственными силами. Открытие двух новых магазинов за пределами Рыбинска – затратный и ответственный проект. Работа на шесть предприятий потребовала усиления контроля качества, приобретения нового оборудования, поскольку объем продукции вырос, но, как и прежде, 70% продуктов делается вручную.

Объединяйся и выживай

Несмотря на открытие новых магазинов, Марина Степанова признается: в последнее время она скупа на новизну. По ее словам, в регионе сельское хозяйство умирает, а малые сельхозпредприятия не живут, а выживают:

— Приходится искать выходы, придумывать, как остаться на плаву. Два года назад на встрече с заместителем председателя правительства Ярославской области Валерием Холодовым мы обсуждали необходимость создания кооперации малых сельхозпредприятий. Когда у нас было три магазина, мы могли без проблем выращивать необходимое количество скота на ферме. Но когда собственная торговая сеть стала расширяться, потребовалось больше земли. Взять нам ее негде, поэтому пришлось кооперироваться, объединяться с хозяйствами, которые в разных районах области выращивают для нас скот. У них есть пастбища, территория для содержания большого количества коров и свиней. На нашей ферме можно содержать только 150 голов. Это притом, что в день забивается 25 животных. Вот и считайте.

Они предложили другим фермерам сбыт их продукции в своих магазинах. В результате ассортимент пополнился фермерскими сырами, молоком, маслом. Всем выгодно, поскольку у многих нет собственных магазинов, а хозяйству Степановой – дополнительный плюс в виде расширения качественного ассортимента.

Жизнь научила договариваться с коллегами по малому бизнесу, и, кажется, от этого выигрывают все.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме