Темы 7 марта 2020

Где корни Рыбинска?

Рассказываем о первом упоминании Усть-Шексны в летописях

Нашему городу почти тысяча лет. Сложно привыкнуть к этой мысли, не правда ли? Его предшественница – Усть-Шексна – древнее место. Ученые Российской академии наук уверены: ей 950 лет, она является предшественницей Рыбинска.

«Исторические и археологические источники доказывают: современный Рыбинск – прямой преемник Усть-Шексны и Рыбной Слободы, существовавших на территории города. Жизнь без заметных перерывов продолжается здесь с XI века на протяжении не менее 950 лет», — говорит президент РАН Александр Сергеев.

Первое упоминание Усть-Шексны в летописи – 1071 год. И на тот момент это не крошечная деревенька, уверены рыбинские археологи Александр и Ирина Рыкуновы. 950 лет назад поселение Усть-Шексна было не меньше тогдашнего Ярославля. А событие здесь случилось грозное и печальное: в устье Шексны повесили волхвов – предводителей восстания крестьян.

Народ, там еда!

В XI веке Русь охвачена восстаниями. Простолюдины против христианства и знати. Народ бунтует в Киеве, Новгороде, на Суздальской земле. Восстание, связанное с прошлым Рыбинска, – самое северно-восточное, отдаленное от центра Киевской Руси, самое детализированное в летописи, наиболее насыщенное богословскими дискуссиями.

Волхвы – это колдуны, из тех, кто предсказал смерть князю Олегу от коня – тогда с ними еще жили в мире. Но вот прошло сто пятьдесят лет, и с распространением христианства они завязали борьбу с официальной религией и со знатью, княжескими людьми.

Вспомним нашу историю. Древнейшая известная нам летопись «Повесть временных лет» рассказывает: в 1071 году на Ростовской земле случились недород и голод. В голодающий край явились два волхва из Ярославля. Они заявили, что знают, кто держит в своих руках запасы пищи («обилье»). И повели народ вверх по Волге.

Смерды в поисках еды и виновных в голоде шли до устья Шексны, а потом поднялись до истоков реки у Белоозера. По дороге восставшие убивали «старую чадь» и «лучших жен», конфискуя их имущество и еду.

В Белоозере их встретил воевода Ян Вышатич, собиравший дань для киевского князя Святослава Ярославича. Три сотни восставших были разбиты. А волхвов Ян отдал в руки родственников убитых. И казнены они были именно «на устье Шексны».

Мотивы восставших

Борьба бедноты с богатыми, «старой, старшей чади» – со смердами. Так интерпретируют восстание 1071 года советские историки. Мол, бедные – зависимое население – восстали против богатых – собственников земли – и пошли их раскулачивать. Социальным конфликтом Древней Руси называют восстание 1071 года и Рыкуновы.

Другие ученые напирают на религиозный след. Историк Игорь Фроянов говорит: цель волхвов – магические действия для предотвращения неурожая. Подтверждение тому – объяснение странного обряда, описанного в летописи: «Волхвы же, прорезая знатным женам заплечья, вынимали оттуда либо жито, либо рыбу».

Такой обряд, но без убийства, до XX века сохранялся в финно-угорской народности эрзя (мордва). Там сборщики ходили по дворам и собирали припасы для жертвоприношений. Женщины держали припасы в мешках, перекинутых на спину. Сборщик срезал мешок и несильно колол женщину в спину ножом.

Так, в волхвах-зачинщиках ученые усматривают представителей финно-угров – северных народов, долго сохранявших шаманство и ведовство.

Еще деталь – женским чародейством неурожай объясняют именно финские поверья. Так что убийства вполне могли оказаться наказанием за недород и голод.

Загадки

Да, история невелика, но полна загадок. Эти ребусы до сих пор разгадывают ученые. Они спорят – казнь случилась в наших краях или на северном Белоозере, где волхвов победили? Ведь исток Шексны в документах средневековья тоже называют Усть-Шексной.

Еще предмет спора: если они и спустились по Шексне в наши края, то встали и казнили в чистом поле, лесу? Или здесь уже было поселение?

На оба вопроса отвечают рыбинские археологи Рыкуновы. Они проанализировали старинные документы: рыбинская Усть-Шексна упоминается там в два раза чаще и исчезает к середине XVI века. Тогда как упоминание белозерской Усть-Шексны начинается лишь с конца XVI века – в связи с  основанием там монастыря Святой Троицы.

Да и сама летопись подсказывает: Ян Вышатич не стал сам казнить восставших волхвов в Белозерье. Хотя так было бы ему удобнее. Воевода отконвоировал зачинщиков беспорядков вниз по Шексне, в ее устье, иными словами, в пострадавшие края, где они убивали «старую чадь» и «лучших жен». И отдал их в руки родственников убитых – на кровную месть.

Так было поселение или нет? Еще Матвей Гомилевский в начале XIX века предполагал, что заселять земли современного Рыбинска начали во времена правления Ярослава Мудрого. И скорее всего, во времена его сына, Святослава Ярославича, на Усть-Шексне уже был погост – поселение.

И раскопки рыбинских археологов доказывают – ко времени, о котором говорит летопись, здесь уже было поселение. Взять хотя бы найденную археологами деревянную усадьбу – она датируется 1062-1067 годами.

«Развязка социального конфликта наступила именно при впадении Шексны в Волгу, в поселении Усть-Шексны, выполнявшего функции погоста. В одиннадцатом столетии это поселение имело не рядовую площадь – не меньше трех гектаров. Для сравнения – это площадь Ярославля того времени, который летописец считал городом», — делают вывод рыбинские исследователи после анализа слов летописи и результатов раскопок. И мы вместе с ними.

Статья создана на основе материалов книги «Тысячелетия вокруг Шексны»

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Владимир 18:39 | 7 марта 2020

Рыбинск основан в месте, которое благодаря реке Волге обладает большим потенциалом геостратегического влияния.
Так как торговые и военные пути проходили по рекам, расположив на стрелке Волги и Шексны небольшую крепость, можно было контролировать экономическую активность на территории площадью почти в миллион квадратных километров.
В области силовой торговли и финансов это отражалось в возможности контролировать грузопотоки и движение войск с направлений север-юг и запад-восток от Балтийского (550 км) и Белого морей (650 км) до Каспийского моря (1500 км) на юге.
Кто владел городом, тот мог влиять на торговлю Запада, Юга и Востока с Севером, участвовать в ней и получать от этого существенные доходы. Выгодное географическое положение и крепость стали экономической основой зарождения города Рыбинска.
Из этого можно сделать вывод, что город ещё старше, чем думают академики.

    Сергей 21:07 | 7 марта 2020

    А вообще вы правы, если проанализировать наше георасположение и Ярославля, то бросается в глаза схожесть оного. Расположение городов у слияния рек, даже Стрелки похожи, только наше пожалуй даже интереснее и выгоднее ярославского из-за реки Шексны, так как она более длинная и мощная река, чем Которосль, и имела в древние времена намного большее значение. Жаль, что Ярослав Мудрый не доехал на своем боевом коне до наших мест, когда основал Ярославль.

Сергей 18:42 | 7 марта 2020

Как вы пишете — «Борьба бедноты с богатыми, «старой, старшей чади» – со смердами. Так интерпретируют восстание 1071 года советские историки. Мол, бедные – зависимое население – восстали против богатых – собственников земли – и пошли их раскулачивать.» — Столько лет прошло, почти 1000 лет, а ничего не изменилось. Богатых снова надо раскулачивать за разворованное имущество, оставшееся после советской власти.

kyti 23:03 | 7 марта 2020

Устье Шенксны это не только непосредственный слив Шексны в Волгу. И говоря о казни волхвов стоит наверно упомянуть, что у населения того времени было правило казнить заблудших в дубовых рощах, они считались священными и по поверью предрхраняли живых от будущих напастей, таких как у казненных, это касательно славян того времени, у финно угров (меря, весь,) также существовали свои поверья которые помогали защитится от лихих людей, одним их таких способов являлся обряд казни и человека в священном лесу и при этом тело убитого подвешивали на дереве с целью чтобы вся его сила и нечисть не вернулась на землю. В связи с вышеописанными поверьями и традициями довольно сомнительным кажется казнь волхвов непосредственно даже рядом с поселением. Хотя факт существования поселения Усть-Шексна имеет место, правда с рядом оговорок касательно 13 века.

гость 13:49 | 8 марта 2020

В «Повести временных лет» упоминается устье-Шексны,но никак не Устье-Шексны.Слово УСТЬЕ в древние времена имело разные значения.Автор в угоду главы явно передёргивает факты.В том числе и текст из ответа РАН.В последнее время многие факты притягивают к Рыбинску,пытаясь поднять рейтинг главы.Это и устье Шексны,Ф.Ф.Ушакова,Демино к которым Рыбинск как город имеет второстепенное значение.

В. Смирнов 19:11 | 6 января 2021

Согласно данным словаря древнерусского языка русского учёного Срезневского И.И. слово «усть » обозначает исток реки, часть речи имя существительное. Я когда это прочитал, подумал о тех. кто утверждает. что в повести временных лет сказано о месте под названием » Усть-Шексна»( там такого нет), они сами себя загоняют в угол. Получается исток Шексны, но это место находится далеко от Рыбинска . Русские, советские и российские учёные Срезневский, Шахматов, Лихачёв и Кучкин, занимавшиеся в своё время изучением русских летописей и переводом их с древнерусского языка ничего об Усть-Шексне не писали.

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме