Темы 7 марта 2020 10:00

Где корни Рыбинска?

Рассказываем о первом упоминании Усть-Шексны в летописях

Нашему городу почти тысяча лет. Сложно привыкнуть к этой мысли, не правда ли? Его предшественница – Усть-Шексна – древнее место. Ученые Российской академии наук уверены: ей 950 лет, она является предшественницей Рыбинска.

«Исторические и археологические источники доказывают: современный Рыбинск – прямой преемник Усть-Шексны и Рыбной Слободы, существовавших на территории города. Жизнь без заметных перерывов продолжается здесь с XI века на протяжении не менее 950 лет», — говорит президент РАН Александр Сергеев.

Первое упоминание Усть-Шексны в летописи – 1071 год. И на тот момент это не крошечная деревенька, уверены рыбинские археологи Александр и Ирина Рыкуновы. 950 лет назад поселение Усть-Шексна было не меньше тогдашнего Ярославля. А событие здесь случилось грозное и печальное: в устье Шексны повесили волхвов – предводителей восстания крестьян.

Народ, там еда!

В XI веке Русь охвачена восстаниями. Простолюдины против христианства и знати. Народ бунтует в Киеве, Новгороде, на Суздальской земле. Восстание, связанное с прошлым Рыбинска, – самое северно-восточное, отдаленное от центра Киевской Руси, самое детализированное в летописи, наиболее насыщенное богословскими дискуссиями.

Волхвы – это колдуны, из тех, кто предсказал смерть князю Олегу от коня – тогда с ними еще жили в мире. Но вот прошло сто пятьдесят лет, и с распространением христианства они завязали борьбу с официальной религией и со знатью, княжескими людьми.

Вспомним нашу историю. Древнейшая известная нам летопись «Повесть временных лет» рассказывает: в 1071 году на Ростовской земле случились недород и голод. В голодающий край явились два волхва из Ярославля. Они заявили, что знают, кто держит в своих руках запасы пищи («обилье»). И повели народ вверх по Волге.

Смерды в поисках еды и виновных в голоде шли до устья Шексны, а потом поднялись до истоков реки у Белоозера. По дороге восставшие убивали «старую чадь» и «лучших жен», конфискуя их имущество и еду.

В Белоозере их встретил воевода Ян Вышатич, собиравший дань для киевского князя Святослава Ярославича. Три сотни восставших были разбиты. А волхвов Ян отдал в руки родственников убитых. И казнены они были именно «на устье Шексны».

Мотивы восставших

Борьба бедноты с богатыми, «старой, старшей чади» – со смердами. Так интерпретируют восстание 1071 года советские историки. Мол, бедные – зависимое население – восстали против богатых – собственников земли – и пошли их раскулачивать. Социальным конфликтом Древней Руси называют восстание 1071 года и Рыкуновы.

Другие ученые напирают на религиозный след. Историк Игорь Фроянов говорит: цель волхвов – магические действия для предотвращения неурожая. Подтверждение тому – объяснение странного обряда, описанного в летописи: «Волхвы же, прорезая знатным женам заплечья, вынимали оттуда либо жито, либо рыбу».

Такой обряд, но без убийства, до XX века сохранялся в финно-угорской народности эрзя (мордва). Там сборщики ходили по дворам и собирали припасы для жертвоприношений. Женщины держали припасы в мешках, перекинутых на спину. Сборщик срезал мешок и несильно колол женщину в спину ножом.

Так, в волхвах-зачинщиках ученые усматривают представителей финно-угров – северных народов, долго сохранявших шаманство и ведовство.

Еще деталь – женским чародейством неурожай объясняют именно финские поверья. Так что убийства вполне могли оказаться наказанием за недород и голод.

Загадки

Да, история невелика, но полна загадок. Эти ребусы до сих пор разгадывают ученые. Они спорят – казнь случилась в наших краях или на северном Белоозере, где волхвов победили? Ведь исток Шексны в документах средневековья тоже называют Усть-Шексной.

Еще предмет спора: если они и спустились по Шексне в наши края, то встали и казнили в чистом поле, лесу? Или здесь уже было поселение?

На оба вопроса отвечают рыбинские археологи Рыкуновы. Они проанализировали старинные документы: рыбинская Усть-Шексна упоминается там в два раза чаще и исчезает к середине XVI века. Тогда как упоминание белозерской Усть-Шексны начинается лишь с конца XVI века – в связи с  основанием там монастыря Святой Троицы.

Да и сама летопись подсказывает: Ян Вышатич не стал сам казнить восставших волхвов в Белозерье. Хотя так было бы ему удобнее. Воевода отконвоировал зачинщиков беспорядков вниз по Шексне, в ее устье, иными словами, в пострадавшие края, где они убивали «старую чадь» и «лучших жен». И отдал их в руки родственников убитых – на кровную месть.

Так было поселение или нет? Еще Матвей Гомилевский в начале XIX века предполагал, что заселять земли современного Рыбинска начали во времена правления Ярослава Мудрого. И скорее всего, во времена его сына, Святослава Ярославича, на Усть-Шексне уже был погост – поселение.

И раскопки рыбинских археологов доказывают – ко времени, о котором говорит летопись, здесь уже было поселение. Взять хотя бы найденную археологами деревянную усадьбу – она датируется 1062-1067 годами.

«Развязка социального конфликта наступила именно при впадении Шексны в Волгу, в поселении Усть-Шексны, выполнявшего функции погоста. В одиннадцатом столетии это поселение имело не рядовую площадь – не меньше трех гектаров. Для сравнения – это площадь Ярославля того времени, который летописец считал городом», — делают вывод рыбинские исследователи после анализа слов летописи и результатов раскопок. И мы вместе с ними.

Статья создана на основе материалов книги «Тысячелетия вокруг Шексны»

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Владимир 18:39 | 7 марта 2020

Рыбинск основан в месте, которое благодаря реке Волге обладает большим потенциалом геостратегического влияния.
Так как торговые и военные пути проходили по рекам, расположив на стрелке Волги и Шексны небольшую крепость, можно было контролировать экономическую активность на территории площадью почти в миллион квадратных километров.
В области силовой торговли и финансов это отражалось в возможности контролировать грузопотоки и движение войск с направлений север-юг и запад-восток от Балтийского (550 км) и Белого морей (650 км) до Каспийского моря (1500 км) на юге.
Кто владел городом, тот мог влиять на торговлю Запада, Юга и Востока с Севером, участвовать в ней и получать от этого существенные доходы. Выгодное географическое положение и крепость стали экономической основой зарождения города Рыбинска.
Из этого можно сделать вывод, что город ещё старше, чем думают академики.

    Сергей 21:07 | 7 марта 2020

    А вообще вы правы, если проанализировать наше георасположение и Ярославля, то бросается в глаза схожесть оного. Расположение городов у слияния рек, даже Стрелки похожи, только наше пожалуй даже интереснее и выгоднее ярославского из-за реки Шексны, так как она более длинная и мощная река, чем Которосль, и имела в древние времена намного большее значение. Жаль, что Ярослав Мудрый не доехал на своем боевом коне до наших мест, когда основал Ярославль.

Сергей 18:42 | 7 марта 2020

Как вы пишете — «Борьба бедноты с богатыми, «старой, старшей чади» – со смердами. Так интерпретируют восстание 1071 года советские историки. Мол, бедные – зависимое население – восстали против богатых – собственников земли – и пошли их раскулачивать.» — Столько лет прошло, почти 1000 лет, а ничего не изменилось. Богатых снова надо раскулачивать за разворованное имущество, оставшееся после советской власти.

kyti 23:03 | 7 марта 2020

Устье Шенксны это не только непосредственный слив Шексны в Волгу. И говоря о казни волхвов стоит наверно упомянуть, что у населения того времени было правило казнить заблудших в дубовых рощах, они считались священными и по поверью предрхраняли живых от будущих напастей, таких как у казненных, это касательно славян того времени, у финно угров (меря, весь,) также существовали свои поверья которые помогали защитится от лихих людей, одним их таких способов являлся обряд казни и человека в священном лесу и при этом тело убитого подвешивали на дереве с целью чтобы вся его сила и нечисть не вернулась на землю. В связи с вышеописанными поверьями и традициями довольно сомнительным кажется казнь волхвов непосредственно даже рядом с поселением. Хотя факт существования поселения Усть-Шексна имеет место, правда с рядом оговорок касательно 13 века.

    Biggi_2006 11:15 | 20 апреля 2025

    Не было тогда никаких правил кого и где казнить. И самой смертной казни в Русской Правде не было. Была кровная месть руками родственников. А уж она точно не регламентировалась, где вешать или голову отпилить..

гость 13:49 | 8 марта 2020

В «Повести временных лет» упоминается устье-Шексны,но никак не Устье-Шексны.Слово УСТЬЕ в древние времена имело разные значения.Автор в угоду главы явно передёргивает факты.В том числе и текст из ответа РАН.В последнее время многие факты притягивают к Рыбинску,пытаясь поднять рейтинг главы.Это и устье Шексны,Ф.Ф.Ушакова,Демино к которым Рыбинск как город имеет второстепенное значение.

    Biggi_2006 11:19 | 20 апреля 2025

    Более того, истинную историю заселения правобережья Рыбинска как Рыбной слободы Духова монастыря, что был на месте нынешнего урочища Александрова Пустынь, старательно вымарывают ибо она полностью показывает несостоятельность версии «Усть-Шексна предок Рыбинска».
    Как и резко «забыли» про мерянское городище Березняки, ставшее наиболее древним поселением на территории Рыбинского района.

В. Смирнов 19:11 | 6 января 2021

Согласно данным словаря древнерусского языка русского учёного Срезневского И.И. слово «усть » обозначает исток реки, часть речи имя существительное. Я когда это прочитал, подумал о тех. кто утверждает. что в повести временных лет сказано о месте под названием » Усть-Шексна»( там такого нет), они сами себя загоняют в угол. Получается исток Шексны, но это место находится далеко от Рыбинска . Русские, советские и российские учёные Срезневский, Шахматов, Лихачёв и Кучкин, занимавшиеся в своё время изучением русских летописей и переводом их с древнерусского языка ничего об Усть-Шексне не писали.

Добавить комментарий для В. Смирнов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме