21 декабря 1919 года в деревне Гаврилково, в черте Рыбинска, появился на свет будущий танкист Николай Кузьмин.
Окончив 7 классов, юноша устроился на рыбинский моторостроительный завод. Поработал в Рыбинске и Уфе, куда в начале Великой Отечественной эвакуировали предприятие. А потом и сам попал на фронт.
В октябре 1942-го Кузьмин пополнил ряды красноармейцев, через два года в Омске окончил Камышинское танковое училище и взял на себя командование ротой 93-й танковой бригады (4-я танковая армия, 1-й Украинский фронт).
Молодой офицер отличился в боях у населенного пункта Зофиенталь в 13 километрах южнее польского города Гура. При отражении контрудара противника он уничтожил два вражеских танка, 5 орудий и до 150 гитлеровцев.
В начале ноября 1944 года советская Ставка главнокомандования приняла решение о временном переходе к обороне войск 2-го и 1-го Белорусских и 1-го Украинских фронтов, действовавших против главной стратегической группировки вермахта – варшавско-берлинском направлении. Несмотря на численное превосходство, нужно было тщательно готовиться – предстояли ожесточенные бои.
Советские войска имели большое преимущество над противником в силах и средствах. Два фронта имели свыше 2,2 миллиона человек, почти 35 тысяч орудий и минометов, около 6,5 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок и 4,8 тысячи самолетов.
Выполняя приказ, войска перешли в наступление с рубежа Вислы. 1-й Украинский фронт стартовал 12 ян- варя 1945 года, а 1-й Белорусский — через два дня.
Из приказа командующего 1-м Украинским фронтом маршала Конева: «Командующим 3-й гвардейской и 4-й танковых армий стремительно преследовать противника, громить его подходящие резервы, тылы, штабы; не дать ему возможности занять и закрепиться на подготовленных оборонительных рубежах по восточной границе Германии. Иметь дальнейшей задачей форсировать реку Одер северо-западнее Бреслау. Командарму 4-й танковой армии 25 января овладеть рубежом Равич, Вильгельмсбрух, Трахенберг, Радунген».
На участках прорыва огонь вели по 250-300 орудийных стволов на километр. Получив достаточное количество боезапасов, советские орудия могли вести ураганный обстрел по типу огненного вала, который, чередуясь, переносился от переднего края немецкой обороны в ее глубину. Эффект от удара превзошел все ожидания. Отчасти это произошло потому, что немцы подтянули свои резервы поближе к передовой, и они оказались в зоне губительного огня артиллерии.
В первые четыре дня операции ударные группировки, действовавшие с сандомирского плацдарма в направлении Бреслау, продвинулись вглубь на 100 километров и заняли Кельце. Особенно успешно действовали 4-я танковая, 13-я гвардейская и 13-я армии.
Вскоре наши войска заняли Силезский промышленный район, один из жизненных центров Германской империи. От гитлеровцев очистили Южную Польшу. К концу января – началу февраля советские войска на широком фронте выходили к Одеру, захватив плацдармы в районах Бреслау, Ратибора и Оппельна.
Одер был серьезной преградой: ширина реки составляла 110 метров, а глубина – 3-7 метров. Лед стоял только у берегов, по фарватеру продолжался ледоход. Западный берег доминировал над восточным. Местами высота его превышала 20 метров, что давало преимущество в обороне реки и создавало трудности в ее форсировании. Восточный берег был лишен маскировки, западный же, наоборот, скрывал своим гребнем глубину обороны противника.
30-31 января при форсировании реки на плацдарме враг бросил против наших подразделений две лучшие свои танковые дивизии — «Герман Геринг» и «Бранденбург», стремясь во что бы то ни стало сбросить советских воинов в Одер, отрезать части и переправы.
Лейтенант из Рыбинска, получив приказ своей ротой отразить ожесточенные контратаки противника, поставленную задачу выполнил на отлично. Без своих потерь бойцы уничтожили 3 танка, 5 орудий, 25 автомашин и 150 гитлеровцев, включая солдат и офицеров.
С начала наступления рота Кузьмина прошла с боями свыше 600 километров.
22 января обходным маневром захватила важный и опорный узел сопротивления немцев – город Равич. Гарнизон, оборонявший город, был полностью уничтожен, пути отхода противник потерял, оставшись без живой силы и техники. Командир Кузьмин вместе со своими солдатами захватил 400 автомашин, 2 эшелона с боеприпасами, 5 орудий, 2 склада с горючим, 3 – с продовольствием, взял в плен 250 солдат и офицеров противника и уничтожил до 300 фашистов.
Всего за 23 дня этой проведенной в тяжелых зимних условиях операции армии Жукова и Конева продвинулись вперед на 500 километров, заняли Краков, окружили крупную немецкую группировку в Познани. Наступление уничтожило 35 немецких дивизий, 25 наполовину опустели.
Чтобы заполнить брешь, немецкому командованию пришлось снять с других участков фронта и с Запада свыше 20 дивизий – их перебрасывали на Восток. Тем самым наступление вермахта на Западном фронте было полностью остановлено.
За образцовое выполнение боевых задач, умелое руководство подразделениями в бою, мужество и геройство лейтенанту Кузьмину присвоили звание Героя Советского Союза. Также он отмечен медалью «За отвагу».
В победный год офицер-танкист окончил Ленинградскую офицерскую бронетанковую школу. С 1946-го старший лейтенант Кузьмин ушел в запас. Работал в органах безопасности. В северной столице он прожил до последнего дня своей жизни. Скончался в 44 года.
Герой покоится на Ново-Волковском кладбище. В родном Рыбинске его имя увековечили на Аллее Славы.
Источники: порталы Подвиг народа, Герои страны, История РФ, Викичтение. Вторая мировая. 1939–1945. История великой войны, Николай Шефов, «Герои огненных лет. Ярославль»