Ездить, как Европа

Шведская модель организации дорожного движения стала образцом для Рыбинска

В марте в Ярославль приехали представители шведского министерства транспорта. Ларс Экман и Стефан Йонсон объездили уже несколько европейских и российских городов, чтобы поделиться опытом реализации программы «Vision Zero» (в переводе – «Концепция Ноль»), созданной специально для повышения безопасности дорожного движения. Того, с чем в России всегда было не очень хорошо.

У шведов есть чему поучиться, недаром их опыт ставят в пример – с 1997 года им удалось снизить смертность на дорогах вдвое и свести к нулю гибель детей в авариях, несмотря на увеличение парка транспортных средств.

Таких результатов им удалось достичь, сделав дороги… неудобными для нарушений. Появились перекрестки с круговым движением, больше светофоров, лежачих полицейских и шумовой разметки для зазевавшихся водителей, а еще – островки безопасности.

Ничего не напоминает? Вот и рыбинцы на семинаре были приятно удивлены – оказалось, что мысли с европейцами сходятся. А поскольку результат у шведов есть, и он неоспорим, значит, и мы идем верным курсом.

О концепции шведов нам рассказала директор городского департамента ЖКХ, транспорта и связи Олеся Минеева.

Медленно, но верно

Пока скептики в Рыбинске эгоистично заявляют, что им приходится долго стоять на светофоре, и нервно бибикают переходящим дорогу пешеходам, где-то в Швеции люди медленно, но верно едут по своим делам. В населенных пунктах со скоростью не выше 30 километров в час.

По мнению шведов, именно такую скорость можно считать безопасной, при которой водитель сможет среагировать, а пешеход даже при наезде – выжить.

– Скорость они называют первым врагом на дороге, поэтому универсальная рекомендация для всех городов – сбросить ее до определенной отметки, — говорит Минеева. – Городская черта в принципе не предназначена для высоких скоростей. В любом случае передвигаться на машине быстрее, чем идти пешком, поэтому если сел за руль – будь добр соблюдать правила. А вообще там в приоритете общественный транспорт.

«Концепция Ноль» – программа, нацеленная на то, чтобы водитель на дороге не терял бдительность и не смог совершить ДТП. Разработчики программы понимают, что водители – обычные люди и будут ошибаться всегда. Но, по их мнению, необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.

Вокруг колец в Швеции прокладывают искусственную неровность, чтобы тот, кто за рулем, вовремя скорректировал свой неверный маневр. В зоне зебр проезжая часть специально заужена, чтобы пешеход пересек минимальный участок дороги.

– Мы увидели то, что уже давно реализуем в Рыбинске, не по концепции, а по наитию, так диктует время, — говорит руководитель. – Например, круговое движение. У шведов оно в приоритете. Когда мы делали кольцо на Соборной площади, было много скептицизма, но опыт показал, что это реально работает.

Преобразился круг на Советской. Очень кстати оказались островки безопасности. Разметка быстро стирается, весной погода не позволяет ее быстро нарисовать снова. А благодаря островкам потоки разделены. Сложно было выезжать с улицы Бульварной на круг. Островки разделили три потока, и ДТП там от смещения движения по полосам не происходят.

У железнодорожного переезда в районе улиц Радищева-Советской обстановка на дороге не такая напряженная, как раньше. Сейчас у каждого водителя есть своя полоса.

По словам Олеси Минеевой, в Рыбинске остается еще немало сложных перекрестков, где напрашивается круговое движение. На съезде с Волжского моста в Заволжье, на Окружной дороге на въезде в город, на пересечении улиц 9 Мая, Фурманова и пр. Революции.

По состоянию на начало-середину 2010-х Швеция имеет один из самых низких показателей смертности от ДТП (3 из 100 тысяч). Для сравнения – в странах Евросоюза показатель составляет около 5, более 11 – в США, и 15,6 – в России.

Главный — пешеход

Шумовая разметка в Рыбинске есть на Окружной дороге, практикуем мы и тросовые ограждения. О них шведы тоже упоминали.

Светофоры. Ох, как их невзлюбили рыбинцы. Чем больше регулировщиков появлялось на той же улице Герцена – дублере Крестовой – тем больше гудели недовольные водители. Видимо, забывшие, что уязвимым пешеходом может оказаться их ребенок или престарелый родитель.

Критиканы утихли, как только общественный транспорт вернулся на отремонтированную Крестовую, и поток разгрузился.

— Главный в городе – пешеход, — говорит Минеева. — Это не значит, что транспорт должен встать в пробке. Каждый выбирает способ передвижения сам. Но однозначно светофоры дисциплинируют и организуют всех участников движения.

По словам Минеевой, принятию «дорожных» решений способствует серьезный анализ. В этом мы солидарны со шведами.

Прежде чем ограничить движение по Волжской набережной, специалисты департамента провели необходимые расчеты. Их сверили с получившимся результатом и поняли, что не прогадали. Как и предполагалось, за 10 минут 60 автомобилей ушли с кольца на Соборной площади на другую дорогу. Представьте часовой поток!

– Так же и со светофорами. Оцениваем потоки, считаем пешеходов и только потом устанавливаем регулировщик там, где он действительно необходим, – подчеркивает Минеева.

В этом году светофоры появятся на улице Расторгуева и проспекте Генерала Батова, рядом со спортшколой № 4. Если удастся сэкономить, то еще и на проспекте Революции.

Планируется наращивать объемы по пластиковой разметке – она более износоустойчивая. В рамках федеральной целевой программы будет меняться дорожное ограждение, возможно, на некоторых участках появится и шумовая разметка.

Финансирование дорожного ремонта в этом году несравнимо меньше, поэтому список объектов пока ограничен. На средства дорожного фонда обновят дороги на улицах Моисеенко, Кирова, Ошанина, Красных Командиров, что обеспечит выезд с Горы, а также продолжится ремонт дороги к лагерю «Полянка».

– Если нам удастся получить финансирование, подобное прошлогоднему, конечно, планы будут скорректированы, – говорит Олеся Минеева. – У нас еще много чего нужно сделать. Главное – мы знаем, что двигаемся в верном направлении. Шведы подтвердили.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
пешеход 11:37 | 18 марта 2020

Мой совет по экономии: уберите лишние светофоры с привокзальной площади и разместите в нужных местах. Ведь это же смехота когда при таком движении у нашего вокзала светофоров на 100% больше чем площади на узлового вокзала Ярославль-Главный! Ну сделайте там неровности и будет рыбинцам счастье и вам экономия наших денег.

В.А. 12:43 | 18 марта 2020

Большинство возражений по светофорам относилось не к их количеству, не к ним принципиально, а к их регулировке (настройке) и к качеству их самих и их установки — т.е. к работе рыбинской администрации и установщикам светофоров!
Что мешает установить режим «зеленой волны» с расчетом под основные магистрали — ул. Герцена, Плеханова, В. Набережную и учетом основных поперечных — Луначарского, Пушкина — слишком «умные» для этого светофоры? А, может, недостаточно умные? Почему нельзя переключать на мигающий желтый (программно?) большинство светофоров в ночное время — наш город так похож на Лас-Вегас или Нью-Йорк, которые никогда не спят?

K.Mishin 08:04 | 20 марта 2020

«У железнодорожного переезда в районе улиц Радищева-Советской обстановка на дороге не такая напряженная, как раньше.» — где такой ж.д. переезд?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме