Тайны мужского костюма раннего средневековья разгадываем вместе с реконструктором из Рыбинска Алексеем Абросимовым.
Исторической реконструкцией Алексей Абросимов занимается пятнадцать лет, пять из них – ранним средневековьем. По крупицам он собирает образ наших предков, которые жили на территории Ярославского Поволжья в IX-XI веках. Он изучает историю, археологические и изобразительные источники, музейные экспозиции, сам шьет обувь и одежду, какую, можно предположить, носили жители тысячелетней Усть-Шексны. Взять в руки иголку и шило рыбинца вдохновила романтика былых эпох.
— Это романтика эпохи викингов – походы, открытия, завоевания. Интересно почувствовать себя человеком того времени, понять, как они жили, – рассказывает Алексей — Но заниматься просто эпохой викингов мне показалось слишком банально – многие этим увлекаются. Мне хотелось изучать историю нашу, местную, близкую к Рыбинску.
Сначала Алексей проштудировал информацию о Сарском городище (Ростов Великий), потом – о ярославских могильниках (главный из них – в Тимирево). В лучшей сохранности находятся металлические предметы – вооружение, пуговицы, поясные наборы: бляшки, хвостовики, пряжки. А вот находок текстиля там крайне мало – всего несколько фрагментов. Такой скудный материал, увы, не дает цельного представления, какой была одежда жителей Ярославского Поволжья.
На помощь реконструкторам приходят изобразительные источники и публикации о раскопках в других регионах. Алексей приводит пример:
— Под Черниговом, Шестовицей были найдены сохранившиеся элементы одежды, в том числе – кафтана. Аналогичные фрагменты в большом количестве обнаружены археологами в Швеции, в Бирке – крупном торговом поселении. Можно предположить, что в IX-XI веках моду на Руси задавали именно скандинавы.
Варяги были частыми гостями в Усть-Шексне, занимавшей стратегическое место на пути «из варяг в греки». Северных гостей у нас было немало. Они здесь торговали, служили в составе наемных дружин, жили в поселении. Отважные мореходы вполне могли быть образцом для подражания в одежде.
Итак, как же одевался житель Ярославского Поволжья?
— По свидетельствам араба Ибн-Фадлана, путешественника первой половины X века, мужчины носили комплект из двух рубах широкого прямого кроя, напоминавшего букву «Т». Самые ходовые материалы – лен и шерсть, – Алексей раскладывает на столе простую льняную рубаху. Никаких украшений, только латунная пуговка. Действительно, зачем тратиться на декор, если его все равно никто не видит? Другое дело — верхняя рубаха!
— Ее могли украшать тесьмой, в некоторых случаях – шелком, возможно, и вышивкой, но она почти не дошла до нас, – рассказывает реконструктор.
Поверх рубахи надевался кафтан. Свой Алексей сшил из бледно-оранжевой домотканой шерсти. Ткань довольно толстая, не шинельное сукно, конечно, но при небольших минусовых температурах вполне способна согреть. Ворот кафтана оторочен красным шелком. Из зеленого шелка – одиннадцать рядов разговоров – так в старину назывались поперечные планки из ткани.
Тысячу лет назад прохожие бы засматривались на Алексея! Шелк и сейчас – недешевый материал, а в те времена и подавно.
— Шелк мог быть даже средством платежа, – рассказывает он. – Человек мог расплатиться, просто оторвав от одежды кусок дорогой материи.
У штанов, точнее – портов, крой был разный.
— Порты шились длинными, прямыми и свободными, почти как классические джинсы. Могли они быть чуть ниже колен и очень широкими, – Алексей разворачивает шаровары, напоминающие пышную плиссированную юбку. – Ибн-Фадлан описывает порты шириной в сорок локтей! К ним полагались вязаные шерстяные гетры.
Обувь, как и одежду, реконструкторы шьют вручную, без единого шва на машинке. Только шило и иголка, терпение и сноровка.
— Интересно, что кожа для обуви использовалась достаточно тонкая. Я пробовал носить такую – ощущения, будто босиком идешь, – рассказывает Алексей.
Тысячу лет назад, как и сегодня, большое внимание уделялось деталям. Они были практичными и одновременно говорили о вкусе и достатке человека.
Главные атрибуты свободного мужчины в Средние века – это ремень и нож. Ремень служил не для поддержания штанов, как теперь, а для крепления на него ножен, сумок, кошельков, ключей и прочих бытовых мелочей.
У Алексея ремень — венгерского типа с двумя хвостами, воссозданный по материалам ярославских захоронений:
— На один хвост ремень застегивался, а второй свободно свисал – для красоты и демонстрации статуса. Чем больше металлических бляшек, тем богаче хозяин.
Символами богатства и власти у мужчин Поволжья, как и у скандинавов, были перстни, шейные гривны, цепочки. Особенно ценилось серебро. Кольцом, даже его кусочком, можно было расплачиваться, как деньгами.
Вроде бы все это маленькие детали. А как много могут они рассказать о людях, которые ходили по этой земле тысячу лет назад, об укладе их жизни, уровне развития ремесел, торговых связях, об их представлениях о комфорте и красоте. А потому изучением исторического костюма можно заниматься бесконечно, уверен Алексей Абросимов:
— Реконструкция – это среда непрерывного самообразования. Знания постоянно обновляются, и это самое интересное.
Это вам не в смартфоне пальцы тыкать! Вот такими людьми жива Русь.