Как вам такое хобби – разводить червяков в квартире для переработки пищевых отходов?
В России планируют запретить захоронение пищевых отходов. Инициативу уже поддержали в профильном комитете Госдумы и Счетной палате. Об этом пишут «Известия».
Вопрос обращения с пищевыми отходами сегодня – острая проблема. Они составляют около 40% от всего мусора в стране. Ежегодно 16 миллионов тонн испорченных продуктов Россия отправляет на полигоны, где они загрязняют почву, воду и воздух, выделяя аммиак, сероводород и метан, приводящие к парниковому эффекту. При этом с самими мусорными полигонами ситуация критическая. Их емкости, по оценке Росприроднадзора, хватит только на 3–5 лет.
Россия не одинока в стремлении остановить захоронение пищевых отходов. Такие запреты уже действуют в Германии, Швеции, Австрии, Нидерландах, Испании, Канаде, некоторых штатах США. Там органику перерабатывают в компост, удобрения, топливо (биогаз), корма для животных.
Пока на уровне страны над решением утилизации органических отходов бьются депутаты и чиновники, продвинутые рядовые граждане уже вовсю реализуют «умный» подход к картофельным очисткам. И движет ими чаще всего не абстрактная любовь к природе, а вполне реальная польза. Одна моя знакомая устроила на пустыре за домом компостную яму, летом полученные удобрения идут на цветники у подъезда. Другая семья складывает пищевые отходы в 20-литровое пластмассовое ведро с крышкой, проливая их средством для ферментации, раз в несколько месяцев они отвозят компост на дачу. Некоторые идут еще дальше и заводят дома вермикомпостеры – специальные контейнеры с червями, которые едят отходы и производят биогумус. Одна из них – Валентина Шереметьева из Рыбинска.
— Червей мы завели для рыбалки, когда об экотрендах еще не задумывались. О том, что пищевые отходы, попадая на полигон, становятся очень опасными, мы тоже не знали. Переработка пищевки стала побочным эффектом, – рассказывает она.
Среди владельцев вермикомпостеров можно встретить мнение, что с задачей переработки способны справиться только специально выведенные, «породистые» черви. В интернете их предлагают приобрести от 2 тысяч рублей. Валентина на своем опыте убедилась, что и обычные дождевые червяки вполне годятся.
— Самое важное – брать их из одного места, чтобы все были из одного семейства. В противном случае разные семьи будут противоборствовать и погибнут. Об этом мы прочитали в разных статьях, – поясняет она. – Мы просто взяли червей из одной кучи прелых листьев в сквере на берегу Черемухи, и каких-то проблем я не заметила.
На специальный вермикомпостер Шереметьевы тоже решили не тратиться. Его роль отлично сыграл пластиковый ящик с отверстиями по бокам, помещенный в поддон, чтобы стоки не текли по полу.
— У нас он стоял в санузле. Можно разместить на балконе летом, а в холодное время года перенести в отапливаемое помещение, – продолжает Валентина.
По ее словам, неприятных запахов и неудобств от червячника нет. Зато есть польза:
— Переработанный субстрат можно использовать для удобрения огорода или просто рассыпать под ближайшие деревья, так вы накормите их питательными веществами. Если объемы большие, можно торговать субстратом как удобрением, равно как и продавать излишки червей.
Вермикомпостер прост в обращении. Туда идет почти вся растительная пища (кроме лука, чеснока, капусты, чтобы не было запаха).
— В основном дают свежие отходы. Почистил картошку – шкурки червям. Скушал яблоко – огрызок им же, – делится Валентина. – Чтобы переработка шла быстрее, отходы можно измельчать. Кроме того, следует следить за состоянием пищи в компостере. Ели она начала загнивать или плесневеть, значит, вы дали слишком много, или на момент закладки в компостер отходы уже были склонны к порче, тогда их нужно ликвидировать.
Подводя итог, Валентина говорит, что черви полностью оправдали себя как переработчики органики.
— Кстати, черви – вполне милые домашние животные: не шумят, не пахнут, не линяют, едят практически все, выгуливать по пять часов, как собаку, не надо. Единственное «но»: с ними не пообнимаешься и в нос не поцелуешь, – шутит она.