Речной маршрут Щербаков – верфь имени Володарского – Копаево был открыт достаточно давно, не прерывал свою работу в годы Великой Отечественной войны и был крайне необходим населению городских окраин.
К великому сожалению жителей поселка судоверфи имени Володарского был он сезонным. Зимой приходилось добираться пешком по левому берегу до горперевоза, чтобы попасть в центр Щербакова, поэтому весной жители с нетерпением ждали, когда порт откроет речное сообщение.
Сначала начиналось движение на участке Щербаков – верфь имени Володарского, спустя некоторое время маршрут удлинялся до Копаево. Эту речную линию и население, и сами речники по неизвестной причине упорно называли «пригородной», хотя оба района были включены в территорию города еще в довоенное время – Копаево в 1929 году, промплощадка верфи с ближайшими населенными пунктами – в 1934 году.
Транспортную проблему в 1948 году частично взялась решить сама судоверфь, обязавшись предоставлять ежедневно теплоход «Рассыльный» и грузовые автомашины для перевозки своих рабочих и служащих, проживающих вне заводского поселка. Получалось, правда, не всегда удачно, и работникам нередко приходилось 4-5 км все-таки идти пешком.
В преддверии выборов депутатов в Щербаковский городской совет жители поселка жаловались на недостаточное количество магазинов и торговых палаток, отсутствие газетного киоска, предприятий бытового обслуживания, афиш кинотеатров и драмтеатра, скудный ассортимент товаров и обращались к депутатам горсовета и в редакцию городской газеты: «С левого берега очень трудно попасть вовремя на работу на правый берег или сходить в городской театр, в кино, на базар и т.д. Например, чтобы попасть за Волгу из Новолосевского поселка и вернуться обратно, нужно потратить от четырех до шести часов! Населения на левом берегу проживает много. Однако здесь нет никакого пассажирского транспорта».
И вот 9 февраля 1949 года «Щербаковская правда» (так в тот период называлась газета «Рыбинские известия») сообщила новость: «Наказ избирателей горсовет выполнил. На линии горпереправа – судоверфь им. Володарского курсирует 22-местный автобус».
Следует обратить внимание на то, что маршрут открыли в феврале по зимнику.
13 июля вышла газетная заметка на ту же тему. «Три месяца назад по проселочной дороге от Волги по улице академика Павлова курсировал автобус. Эта дорога сейчас разрушена, и автобусное движение прекратилось. Проживающие на большом расстоянии от городского перевоза рабочие и служащие вынуждены ходить пешком, а с наступлением осени дорога станет непроходимой».
Еще одна критическая заметка сообщала о том, чего в первую очередь не хватает Новолосевскому поселку. «На многих улицах, смежных с центральной улицей им. Академика Павлова, нет мостиков. Сама улица Академика Павлова нуждается в ремонте. Из-за отсутствия здесь хорошего проезда откладывается открытие давно обещанного автобусного движения. Надо привести в порядок грунтовые дороги, по которым нельзя пройти ни весной, ни осенью. Эти дороги представляют из себя узкие тропинки, проложенные между картофельных гряд. Пора бы также разрешить вопрос и об улучшении электроосвещения в поселке».
Про упомянутые здесь картофельные гряды надо сказать отдельно.
Еще в январе военного 1942 года горкомхоз объявил о приеме заявок на выделение дополнительных земельных участков под индивидуальные огороды для рабочих и служащих. Со страниц городской газеты прозвучал призыв: «Весной нынешнего года необходимо все свободные земли города использовать под посадку овощных и других культур». А 7 июня 1942 года исполком горсовета принял радикальное решение – «Разрешить всем трудящимся города с 8 июня занимать и использовать под индивидуальные огороды все пустующие городские угодья, пригодные для посева огородных культур. Обязать граждан, занявших свободную землю, в течение трех дней зарегистрировать свое право пользования участком в городском управлении благоустройства и получить на него ордер. Настоящее решение не распространяется на земли подсобных хозяйств предприятий».
В трудное военное и послевоенное время огородничество получило широкое распространение и вызывалось острой жизненной необходимостью. Насколько оно было развито, свидетельствует факт. Занимаясь послевоенным благоустройством города, исполком Щербаковского горсовета был вынужден издать решение «О запрещении разработки под индивидуальные огороды дорог, улиц, площадей, скосов набережных и территорий общественных дворов в городской черте». Выданные ранее ордера на пользование такими участками считались аннулированными. Виновным в нарушении запрета грозил штраф до ста рублей или исправительно-трудовые работы на срок до одного месяца. Горкомхоз в свою очередь неоднократно напоминал горожанам о введенном запрете. Но…
Заборы переносились к канавам у проезжих частей дорог, лишая улицы тротуаров для движения по ним пешеходов; лесополосы вдоль дорог, предназначенные для снегозадержания зимой, распахивались весной под грядки; окраинные улицы нередко перегораживались огородами. И Заволжье не было исключением.
Первый заволжский городской маршрут называли по-разному. Горсовет второпях, накануне выборов, сообщил об открытии маршрута горпереправа – судоверфь имени Володарского. Упоминался также Лосевский поселок, Ново-лосевский поселок, но наиболее верный конечный пункт – улица Академика Павлова.
Так в начале февраля 1949 года открылся прообраз ныне существующего маршрута № 11, но еще не закольцованного.
К слову, номера автобусных маршрутов в левобережной части еще долго отсутствовали, главным было направление маршрута от горпереправы, да и в центре города они не были остро необходимыми. Маршрутов было мало, а общий путь следования, где их надо было различать, был только у двух: водный вокзал – лесозавод «Свобода» (№ 2) и водный вокзал – Переборы (№ 3).
Однако щербаковцы отмечали, что «у большинства автобусов автоколонны отсутствуют надписи с объявлением о конечных и промежуточных остановках. А если и имеются, то не соответствуют действительности».
Автобус заволжского маршрута, по всей видимости, базировался в заволжском гараже Автоколонны № 89, имевшем адрес: ул. Крылова, дом 2а. Перегонять его ежедневно из одного из гаражей на улице Чкалова в центре и переправлять паромом на маршрут, чтобы вечером все это проделывать в обратную сторону, было бы неразумно. Там же, в створе улицы Крылова, был причал, которым пользовались жители – пассажиры речного транспорта.
В канун 32-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Щербакове появился новый вид городского транспорта. Автоколонна № 89 получила первые две легковые автомашины «Победа» – такси серого цвета. 5 ноября 1949 года автомобили приступили к перевозкам в качестве легкового такси. Место их стоянки было выбрано по идеологическому принципу – площадь имени 25 Октября, у памятника вождю мирового пролетариата. Однако быстро выяснилось, что наиболее привлекательной точкой как для пассажиров, так и для таксистов, является угол проспекта Ленина и Пролетарской. Именно сюда поднимался народ с городской переправы, пароходов пригородного и междугородного сообщения. Здесь толпились пассажиры в ожидании автобусов в сторону Копаева и дома отдыха имени Воровского. Площадка от проспекта Ленина до изгиба Пролетарской улицы стала первой общепризнанной и очень популярной на многие годы стоянкой легкового такси.
Продолжение следует
Константин Мишин
На этих такси работал мой дед.