Главное Темы 10 июля 2020 10:00

«Вымпел» – это флаг корабля

90 лет отмечает рыбинский судостроительный завод «Вымпел».

Что общего у противодиверсионного катера «Грачонок» и патрульных «Мангуста» и «Ламантина», стоящих на страже границ нашей Родины? А пассажирской «Кометы», летающей по черноморским водам, и малого гидрографического судна «Николай Скосырев», способного преодолевать 40-сантиметровый слой льда?

У всех этих катеров, несущих службу на всех морях от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Каспийска, общие родители – рыбинские судостроители. Уже 90 лет завод «Вымпел» строит корабли различного класса и назначения для России, Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки. За каждым сданным катером – непростой труд сотен людей.

От простого к сложному

А началось все со строительства катера длиной одиннадцать с половиной метров водоизмещением около 6 тонн. Он развивал скорость до 15 км/час и был способен перевозить 20 пассажиров. Катер был построен в 1931 году всего за 4 месяца. Квалифицированных кадров тогда не хватало. Технологии – примитивные, инструмент – кустарный. В первые годы даже электричества на строящемся заводе не было. Азы судостроения рабочие осваивали на ходу. Но уже в 1932 году предприятие выпустило 14 катеров, и еще почти три десятка судов в различной степени готовности находились на стапелях.

В очень непростых условиях рыбинские корабелы создавали уникальные для того времени катера. Например, верповальные – для лесосплавных организаций, которые раньше приходилось приобретать за границей, так как аналогов в стране не было.

Пока строились цеха, будущие корабелы, пожелавшие освоить новую специальность, днем изучали теорию сварки, а вечером отрабатывали ее на практике. Результатом их работы стало строительство серии полностью сварных буксирно-разъездных катеров. Вслед за катерами БРК сварными стали корпуса судов других типов.

К концу 1935 года на предприятии работали уже семь цехов, электроподстанция, кузница. Завод перешел к выпуску морских водолазных ботов и пассажирских катеров пригородного сообщения. Три таких катера были построены сверхплана специально для Рыбинска. Только за один этот год рыбинские судостроители в два раза увеличили объем выпускаемой продукции. Это был рекорд. Причем впервые в СССР несколько катеров ушли на экспорт.

С каждым новым проектом, освоенным заводом, увеличивались размер, скорость и водоизмещение судов. Стальной катер «Рыбинец», например, имел длину более 20 метров и мог развить скорость до 17,5 км/час при мощности двигателя 136 л.с. Это отличные характеристики для того времени.

Наряду с гражданскими судами начинается строительство боевых торпедных и буксирно-моторных катеров. В 1937 году предприятие получает задание освоить производство дюралевых торпедных катеров ближнего действия. С целью соблюдения секретности заводу присваивается цифровое обозначение – № 341.

В военном режиме

22 июня 1941 года. Воскресенье, но все на работе. За год до этого страна перешла на семидневку, нормы выработки выросли. Промышленность перестраивалась на режим военного времени. Несмотря на это, сообщение о вероломном нападении фашистов стало для всех шоком. Уже в первые недели войны более 200 рабочих катерозавода добровольцами ушли на фронт.

Место мужчин в цехах заняли женщины и подростки. Производство было частично эвакуировано на восток – два каравана катеров и барж с оборудованием и семьями судостроителей отправились в Тюмень и Пермь. В лютую зиму 41-го им пришлось строить завод с нуля. Часть производства осталась в Рыбинске, и выпуск военной продукции продолжался.

Катера легкого типа строились в вариантах торпедолова, топливозаправщика гидросамолетов и санитарного судна. Быстроходные катера типа МК оснащались пулеметами. Рыбинские катера участвовали в прорыве блокады Ленинграда, освобождали Петрозаводск, под Сталинградом доставляли боеприпасы, технику и пополнение. Воевали на всех флотах, выходили в торпедные атаки на корабли и конвои противника.

В ночь на 25 мая 1943 года Рыбинск подвергся массированной бомбардировке. Немецкие самолеты сбросили на завод множество зажигательных и фугасных бомб. Погибли сотрудники, были разрушены почти все производственные цеха, серьезно пострадали готовые к отправке катера, в заводском поселке сгорело 33 барака, много частных домов, сотни катерозаводцев остались без крова.

Но работа не остановилась. В этот же день начали разбирать завалы, расчищать территорию. Цеха были восстановлены в рекордные сроки – всего за 4 месяца. При этом выпуск продукции не прекращался ни на день, немного снизились объемы, но они были восстановлены уже к концу 1943 года.

В 1944 году на заводе освоен выпуск первых в стране больших торпедных катеров в стальном корпусе. Всего за время войны со стапелей катерозавода сошли более 600 катеров различных типов. Более 700 рыбинских судостроителей приняли участие в боях за Родину. 141 человек погиб. Более 1000 орденов и медалей получили судостроители за свои ратные подвиги. Одному из них, Игорю Петровичу Клинову, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кораблестроители

С окончанием войны перед предприятием были поставлены новые задачи. Катерозаводу № 341 поручено строительство рейдовых противоминных тральщиков водоизмещением 160 тонн. Чтобы освоить производство новой продукции, на заводе была проведена серьезная реконструкция, до 2000 увеличилась численность работающих. Строительство тральщиков началось в 1946 году, а в 1948 предприятие сдает флоту 10 кораблей. Таким образом, не только осваивает выпуск сложной техники, но и переходит в другой класс: из катерозавода становится кораблестроительным.

С середины 50-х годов начался новый этап развития предприятия, продолжающийся и сегодня, – строительство ракетных катеров. Первый ракетный катер проекта 205 был сдан в 1963 году, всего же за 12 лет их было построено 64 единицы

Эти корабли, оснащенные крылатыми ракетами, ярко показали себя в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Индийском океане, что привело к «катерному буму» в мировом судостроении. С 1973 года на заводе было освоено производство ракетных катеров проекта 205ЭР. В течение последующих 12 лет предприятием было выпущено 86 катеров данного проекта, которые поставлены в страны Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

В 1966 году завод № 341 становится Рыбинским судостроительным заводом. Предприятие расширяет линейку выпускаемой продукции: строит прогулочные моторные катера, буксирные теплоходы, морские гидрографические боты для Военно-Морского флота.

В декабре 1971 года в Рыбинске было образовано судостроительное производственное объединение «Вымпел». В него вошли три предприятия: Рыбинский судостроительный завод, завод имени Володарского и Рыбинская судоверфь.

«Молнии», «Миражи» и другие

Этапным для завода стал 1980-й – год сдачи головного ракетного катера нового поколения «Молния». По вооружению он был на уровне лучших мировых стандартов, а по ходовым качествам и энергоустановке превосходил зарубежные аналоги.

В декабре 92-го «Вымпел» преобразуется в акционерное общество и… едва выживает. В лихие 90-е объемы упали, многие люди потеряли рабочие места.

Несмотря на тяжелые времена, судостроители осваивают новое направление – выпуск патрульных катеров, самого массового класса на мировом рынке. Первым патрульным катером рыбинской постройки стал «Мираж» для береговой охраны. Параллельно с «Миражом» предприятие начинает строительство скоростных патрульных катеров проекта 12150 «Мангуст» для пограничников. На их базе выпускаются катера для МЧС, МВД и таможни. На сегодняшний день серия катеров данного проекта составляет 76 единиц – это самая большая серия в современном российском судостроении.

В начале 2000-х годов начинается сотрудничество завода с Пограничной службой ФСБ России. На сегодняшний день для пограничников «Вымпел» построил больше 50 «Мангустов».

В 2003 году «Вымпел» заключил один из самых крупных за свою историю контрактов на поставку Вьетнаму ракетных катеров «Молния» и организацию их лицензионного строительства там же. Но предприятию не хватало средств на выполнение этого заказа.

Но в 2010-м году, после приобретения контрольного пакета акций предприятия ФГУП «Рособоронэкспорт», завод получил финансирование на выполнение вьетнамского контракта. На заводе начинается техническое перевооружение, растут объемы производства.

Укрепляется сотрудничество с Пограничной службой, завод строит серию из 32 пограничных катеров «Чибис» – для охраны морских прибрежных участков государственной границы. Для Военно-Морского флота страны строятся катера специального назначения «Грачонок». «Вымпел» становится базовым предприятием по строительству гидрографического флота.

За последние годы заказчику сдано пять больших гидрографических катеров проекта 19920. В прошлом году спущено на воду первое из серии малое гидрографическое судно «Николай Скосырев» проекта 19910. Его длина 59 метров, а водоизмещение 1200 тонн.

На сегодняшний день МГС прошло испытания в Кольском заливе и Баренцевом море, а совсем недавно на «Николае Скосыреве» поднят флаг, и судно приступило к несению службы на Северном флоте. Это пока самое крупное судно в истории предприятия.

«Вымпел» не забыл и о гражданской продукции. В августе 2013 года на заводе началось строительство первого морского пассажирского судна на подводных крыльях «Комета 120М». Это первое СПК в нашей стране после почти 20-летнего перерыва.

Недавно завод спустил на воду уже третью «Комету». Она, как и две предыдущих, будет перевозить пассажиров по Черному морю.

За 90 лет завод прошел путь от полукустарного предприятия до одного из лучших судостроительных предприятий страны. Построил более 30 тысяч катеров различных типов.

Почти за вековую историю штормы на «Вымпеле» случались не раз, как и в море. Но ведь после бури обязательно выглядывает солнце.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме