Главное Темы 19 августа 2020

Как адаптироваться к школе?

Как войти в рабочий ритм после пяти месяцев пребывания дома? Советы родителям и школьникам дают психологи центра «Жизнь плюс» Рыбинска Екатерина Кононова и Радмила Кочеткова.

Входим в процесс постепенно

Психолог Радмила Кочеткова убеждена, что после двух месяцев обучения на дому и еще трех летних каникул привыкать к школе нужно постепенно. И начинать лучше заранее, уже сейчас.

— До первого сентября  постепенно  адаптируйте режим к будущему рабочему ритму. Пусть ваш школьник ложится и поднимается пораньше. Главный  принцип — после периода расслабленного времяпрепровождения входить в работу постепенно.  Дней за десять до начала учебного года можно заняться повторением программы — потихонечку выполнять по два-три упражнения в день. Полезно готовиться морально: просматривать книжки, тетрадки, форму.

За всплеском эмоций идет спад

Как правило, первые десять дней после каникул дети бегут в школу с удовольствием. Ребята соскучились по друзьям, им хочется общаться, в портфелях новые красивые тетради и ручки, а деятельность на уроках интересная и пока не очень сложная —  масса положительных мотивирующих моментов. Но эйфория первых дней  уходит, и начинается очень трудный период. И для школьников, и для их родителей. Здесь важно проявить терпение и такт.

— Первый серьезный эмоциональный спад начинается после двух недель обучения, — отмечает Радмила. — Это закономерный процесс. Нагрузка возрастает, и ребенок физиологически сопротивляется этому — ему хочется вернуться в беззаботное лето. Интерес к учебе падает, появляется отторжение: «Не хочу, не буду». Наступает сложный период врабатываемости. В этот момент родителям нужно оказать моральную поддержку.  Не срываться, не ругать, не наказывать — просто поддержать. Но в то же время нужно проявить стойкость: делать задания не за ребенка, а вместе с ним. Дальше будет проще, наступит период стабилизации.

Не ругаем за двойки

Положительными эмоциями от учебы дети заражаются от родителей, считает психолог Екатерина Кононова.

— Делитесь с ребенком своими школьными воспоминаниями в позитивном ключе: о преодолении трудностей, умении чего-то добиваться, историями дружбы, взаимопомощи. Школа — это не только учеба,  это еще и школа жизни, когда у ребенка формируется характер, — говорит психолог.

При этом не стоит надевать розовые очки. Учеба — интересная деятельность, но и непростая.

— Наша задача как родителей — научить ребенка правильно воспринимать ошибки и не бояться ошибаться, — продолжает Екатерина. —  Настраиваем школьника словами: «В школе могут возникать сложные ситуации (и в учебе, и в отношениях со сверстниками и учителями), но мы тебя поддержим и вместе справимся». Так он будет уверен, что не останется один на один с проблемами.

Некоторые родители-перфекционисты очень болезненно и резко реагирует на двойки и тройки (а некоторые и на четверки) своих чад. Если ребенок не соответствует жестким установкам, начинают обвинять его, высказывать свое недовольство и разочарование.  По мнению Екатерины, это не правильный подход:

— Взрослым нужно быть готовым к тому, что ошибка — это нормально. Поговорите со своим учеником, постарайтесь понять причину недостаточно высоких, на ваш взгляд, отметок, в чем у него возникают сложности. Помогите разобраться с учебным материалом или с психологическими проблемами.

Гаджеты — по расписанию

Некоторые подростки все лето сидели в телефоне или компьютере, а в школе с любимым гаджетом придется расстаться. Это настоящая ломка. Эмоции зашкаливают: негодование, обида, страхи. Как справиться с ситуацией? Рассказывает Радмила Кочеткова:

— Дети сейчас продвинутые, гаджеты для них — это часть жизни, и мы не можем совсем их лишить смартфона или планшета. Надо искать баланс, например, разрешить пользоваться пару часов в день.

Но если у ребенка три месяца  человеческое общение заменял компьютер, в школе ему будет ох как нелегко. Винить его в этом — значит кривить душой.

— Такой ребенок — заложник взрослой ситуации: родители работали, бабушкам тоже некогда. Детей с компьютерной зависимостью мы принимаем, утешаем, но это не значит, что разрешаем пользоваться гаджетами бесконтрольно. А в остальное время проявляем стойкость, не поддаемся мольбам, шантажу, действуем последовательно, — советует психолог.

Чтобы ребенок меньше сидел в телефоне, мало отобрать гаджет — важно дать альтернативу.

— Лучше всего отвлечет от виртуальной реальности время, проведенное вместе с семьей, — отмечает Екатерина Кононова. — Пусть оно будет не менее насыщено позитивными эмоциями, чем игра в телефоне, пусть ребенок чувствует себя успешным: в настольных играх, в спорте, катании на велосипеде.

Одна из рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости заключается в том, что  экранное время должно быть четко ограничено. Например, устраивайте вечера без гаджетов, когда родители и дети вместе идут в парк, катаются на самокатах, смотрят кино. Постепенно школьник осознает, что не только виртуальная реальность дарит радость.

Слишком много домашки

Ребенок приходит из школы, обедает, а потом садится за выполнение домашнего задания, и просидеть с уроками он может до позднего вечера. Знакомая ситуация?

Простой совет от Екатерины, как не перегреться:

— Заданий действительно очень много, дети перегружены. Постарайтесь разбить выполнение уроков на отрезки, чередуйте нагрузку и отдых. Например, 20 минут  — на решение задач, 5 минут — на  отдых, на разминку.

Те предметы, которые требуют большей сосредоточенности, максимальной умственной нагрузки, делайте в первую очередь. А поделки, рисунки, творческие задания можно отложить на вечер. С ними ребенок вполне справится и самостоятельно.

Приучаем к самостоятельности

Часть предметов ребенок может подготовить самостоятельно, часть — вместе со взрослыми.

— К самостоятельности ребенка приучаем постепенно, — говорит Радмила Кочеткова. — На первом этапе контроль самый сильный, все уроки делаем вместе. Взрослый подсказывает, что, как и в какой последовательности делать. На втором этапе ребенок делает задание сам, а родитель проверяет, в чем-то помогает. Дальше  школьник все делает сам и обращается  к взрослым только в случае серьезного затруднения.

Полезно сразу расставить акценты в подготовке. Если ребенок — гуманитарий, лучше усилить контроль за точными науками. И наоборот.

Не забываете о прогулках

Летом ребята целыми днями пропадали на улице, а сейчас много времени будут  проводить в четырех стенах: сначала в школе, потом дома за выполнением домашних заданий. Между тем о важности прогулок на свежем воздухе и физической активности говорят и психологи, и медики.

— В психологии есть такой термин «элиминация (исчезновение) импульсивности». Когда человек долгое время сидит за партой, у него копится напряжение. Снять его может физическая активность. Не зря для младших школьников проводят физкультминутки, — объясняет Радмила. — Чтобы снять школьное напряжение, после уроков не садитесь сразу в машину — прогуляйтесь   пешком. Если едете домой на автобусе, выйдите на 1-2 остановки раньше. Пусть ребенок побегает, попинает камешек, порубит крапиву прутиком, покачается на качелях.  Единственный момент: эта прогулка не должна длиться больше 30-40 минут. Иначе потом очень трудно вернуться к урокам.

Постройте режим дня так: школа, получасовая прогулка, обед, выполнение домашних заданий, а вечером можно погулять и подольше.

Психологи подчеркивают, что гулять школьникам нужно не меньше двух, а лучше трех часов в день. Нет этого — нарушаются биологические ритмы человека. Отсюда ожирение, плохой сон, тревожность, нарастающая усталость. Движение и свежий воздух нужны всем без исключения — и первоклашкам, и старшеклассникам.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме