Трехэтажная школа из красного кирпича в Переборах построена полвека назад, в шестидесятые. Сбоку высокой лестницы – подъемник для инвалидных колясок. В небольшом холле – стойка для верхней одежды с подписанными крючками, на ней одежда ребят, приходящих учиться из дома. Большинство учеников в интернате живут.
Узкими коридорами проходим через уютную столовую с запахом какао и попадаем в небольшой актовый зал. Все без размаха, по-домашнему. Кабинет директора тоже компактный, без секретарской. Полгода назад потеснился и другой персонал школы. В кабинете бухгалтера теперь проводит занятия логопед. Там, где стояли стеллажи библиотеки, стрекочут машинками ученицы-швеи. Но все изменения к лучшему.
В школе не припомнят таких обширных обновлений. Здесь отремонтировали 11 помещений, закупили оборудование на 8 млн рублей: ноутбуки для компьютерного класса, сенсорные панели для узких специалистов, современную технику в мастерские. Материально-техническую базу учебного заведения удалось модернизировать в рамках проекта «Современная школа».
Время ПНИ постепенно уходит. Человек с умственной отсталостью или аутизмом – не преступник, он не должен быть заточен в четырех стенах. Но чтобы самостоятельно справляться с жизнью, обслуживать себя, работать, он должен многому научиться еще в детстве. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями – самое сложное из всего массива инклюзивного образования. В Рыбинске за это направление отвечает школа-интернат № 1.
— Мы учим детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Половина наших учеников имеют инвалидность. К каждому нашему ребенку нужен особый подход, – рассказывает Елена Рубкевич, директор школы-интерната.
В 2016 году изменились стандарты образования. Право получать образование в школе приобрели дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Рыбинская школа-интернат, ранее имевшая дело с детьми с легкой степенью умственной отсталости, стала обучать детей в самом тяжелом состоянии.
— Мы полностью перестроили образовательный процесс, расширили штат, многому научились. В работе с тяжелыми детьми нужно особенно много терпения и сил. Некоторым нашим опытным педагогам, привыкшим работать на результат, было непросто смириться. Но я люблю повторять: «Чем тяжелее состояние ребенка, тем выше должен быть профессионализм педагога», – говорит директор.
Небольшой класс – отличительная особенность этой школы. Так педагог уделит внимание всем подопечным. Дети с инвалидностью учатся по 5-6 человек. Педагог составляет для каждого тяжелого ребенка индивидуальную программу. «Ученик возьмет столько, сколько сможет в силу своих способностей», – поясняет Елена Рубкевич. У ребят много внеурочки – пение, лепка, кружки, экскурсии.
— Есть пласт знаний, а есть пласт жизненных компетенций. И если знаниевые возможности у ребенка понижены, мы будем повышать жизненно важные навыки. Например, уметь находить общий язык с людьми, обслуживать себя, делать домашнюю работу, – поясняет руководитель школы.
Такие дети постоянно занимаются с логопедом, дефектологом, психологом. В ходе ремонта обновили для них пять помещений.
Педагог-психолог Юлия Букина ведет от кабинета к кабинету. В каждом – сенсорные панели на стенах и столах, новенький дидактический материал для занятий. У Букиной в кабинете огромный комод Монтессори с дидактическими материалами соседствует с кинетической песочницей с проектором. «О них можно было лишь мечтать», — говорит Юлия.
— Раньше если нужен барабан, идешь просишь у музыкального руководителя. Нужны пособия –мастеришь сам, — объясняет специалист. – Но главное – сенсорные панели. Детей с аутизмом очень сложно растормошить, привлечь к занятиям. А панель – палочка-выручалочка, она их пробуждает, помогает образовательному процессу. Теперь мои усилия не проходят зря, как вода сквозь песок. Вижу отклик детей, пользу от занятий.
Для детей с нетяжелой степенью УО норма – 12 учеников в классе. От обычных сверстников они отличаются немногим, говорит директор. Просто им нужно чуть дольше объяснять, и программу они осваивают в упрощенном варианте. К примеру, математику без дробей, литературу без написания эссе. Жить самостоятельно они вполне способны. Ведущая деятельность учеников – трудовая, даже экзамен в 9-м классе ученики сдают по дисциплине «труд». Поэтому обновления мастерских здесь ждали с особым нетерпением.
В ходе работ в школе отремонтировали четыре мастерские: поварское и швейное дело, рабочая специальность и растениеводство. Профили мастерских выбрали неслучайно. Выпускники интерната поступают в колледж городской инфраструктуры – на те направления, по которым начинают учиться еще в школе.
— Ученик, успешно освоивший программу поварского дела, сможет трудиться помощником повара, кухонным рабочим. А тяжелый ребенок после курса сможет обслуживать сам себя – и это отлично, поверьте! – говорит Рубкевич. – Юношу научим работать с деревом, он освоит навыки маляра, каменщика, электрика и сантехника. Молодой человек узнает, как положить линолеум, как врезать замок, как вкрутить лампочку, наконец.
Для знакомства с ремонтными и строительными профессиями в новеньких мастерских появилось шесть станков для работы с металлом и по дереву, слесарные и столярные верстаки. Закуплен ручной электроинструмент: шуруповерт, дрель, прибор для сварки полиэтиленовых труб, перфоратор, тиски. На лабораторном стенде подростки познакомятся с инсталляцией «Сантехническое оборудование».
Не забыли в школе и швейное дело: закуплены восемь электробытовых швейных машинок, производственная швейная машина, вязальная и вышивальная машины, оверлок, профессиональные системы отпаривания и глажения, манекены.
Новое направление – растениеводство – подойдет любителям живой природы. Для него закуплены системы выращивания рассады и растений: гидропонные установки, фитолампы, фитосистемы. Весной дети смогут трудиться в полноценной теплице.
Дети за время учебы попробуют себя в разных профессиях и выберут ту, что им по душе.
Кстати:
Рыбинскому интернату на постоянно основе помогает компания «РусГидро». Один из последних подарков — пароконвектомат за 250 тысяч рублей. Теперь на кухне школы энергосберегающее оборудование для приготовления здоровой пищи на пару.