Главное Темы 12 декабря 2020

Случится ли «бесшовный» переход с ЕНВД?

Разбираемся вместе с бизнес-омбудсменом от Ярославской области Альфиром Бакировым

Единый налог на вмененный доход – специальный налоговый режим, который не зря называли «народным». На нем работают большинство ИП, а также микро- и малые предприятия. С 1 января 2021 года вмененка будет упразднена.

— Альфир Фидаевич, кого коснется отмена ЕНВД, и что она за собой повлечет?

— Отмена ЕНВД коснется где-то трети субъектов малого и среднего бизнеса нашего региона, более 15 тысяч предпринимателей.

У бизнеса два пути: либо сменить режим налогообложения на другой (патент, упрощенка, общий, самозанятость), либо прекратить свою деятельность. Именно поэтому отмена вмененки очень тревожит предпринимательское сообщество как нашего региона, так и всей страны.

Вопросы перехода на иные системы налогообложения и трансформация существующих режимов обсуждались российским бизнес-сообществом начиная с 2019 года. Конечно, самым оптимальным решением было бы продлить режим ЕНВД еще на три года, до 2024-го. И наш институт, и общественные объединения предпринимателей также выступали за продление ЕНВД, мы направили письмо с этой инициативой в адрес председателя правительства Михаила Мишустина.

Однако у государства своя правда. Выступая в июле этого года в Госдуме с отчетом о работе правительства, премьер-министр заявил, что отмена ЕНВД – дело решенное. Он привел следующую статистику: за 2019 год 2,2 млн компаний, которые работали на упрощенке, совокупно заплатили налогов на 422 млрд рублей, а 2 млн налогоплательщиков, применявших режим ЕНВД, заплатили в 7 раз меньше – 65 млрд рублей. А значит, идет существенная недоплата в местные бюджеты.

В этом году в Госдуму РФ неоднократно вносились предложения о продлении действия ЕНВД на три года – эти инициативы были предложены для поддержки предпринимателей в коронакризис. В пояснениях к законодательным инициативам отмечалось, что по состоянию на 1 января 2020 года данным налоговым режимом пользуются 2 из 6 млн субъектов МСП (то есть та же треть), обеспечивая, помимо себя, занятость порядка 6 млн работников. Отмена ЕНВД по большинству экспертных оценок приведет к росту налоговой нагрузки от 1,5 до 10 раз. Как результат – снижение рентабельности субъектов малого предпринимательства, многочисленные сокращения, закрытие бизнеса и рост цен. При этом анализ представленных в Совет Федерации сведений показал, что из 74 регионов 60 выступают за продление ЕНВД, 6 высказали нейтральное отношение и лишь 8 – против. Несмотря ни на что, законопроект поддержан не был.

Поэтому когда стало понятно, что отмена ЕНВД неизбежна, главной задачей стала оптимизация существующих налоговых режимов, чтобы переход для малого бизнеса был наименее болезненным. Появился даже термин – «бесшовный переход», т. е. незаметный, гладкий.

— В чем предприниматели видят проблему при переходе на другие налоговые режимы?

— Главная проблема, о которой говорили все, – это кратный рост налоговой нагрузки. Для микробизнеса (а по данным ФНС Ярославской области, на долю микропредприятий приходится 95% всех субъектов МСП региона) теперь, после внесения изменений в законодательство о патенте, наиболее оптимальным вариантом будет переход на патентную систему налогообложения. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, данный налоговый режим применим только для индивидуальных предпринимателей, а не для юридических лиц. Во-вторых, на патент могут перейти лишь те, у кого численность работающих не превышает 15 человек, и годовой доход не более 60 млн рублей. Кроме того, патентная система не применяется в отношении оптовой торговли, торговли, осуществляемой по договорам поставки, розничной продажи обуви, меховых изделий, лекарственных препаратов, добычи и реализации полезных ископаемых, производства и реализации некоторых подакцизных товаров. Полный перечень установленных ограничений обозначен в Налоговом Кодексе РФ, некоторые из них вступят в силу с нового года. Также патент нельзя применять в случае, если площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей при оказании услуг общественного питания превышает 150 квадратных метров.

— 27 ноября областная Дума внесла изменения в региональный закон о патенте. Чем продиктована необходимость что-то менять?

— Закон «О внесении изменений в закон Ярославской области «О введении на территории Ярославской области патентной системы налогообложения» был принят сразу в двух чтениях. И его принятие стало следствием изменений в федеральном законодательстве.

Несмотря на то, что обсуждение федерального законопроекта длилось более года, некоторые предложения бизнеса пока остались нереализованными. Например, увеличение предельной численности наемных работников (мы предлагали цифру до 100 человек), а также размера доходов, при которых сохраняется условие действия патента (мы предлагали предельную цифру 120 млн рублей). Эти изменения расширили бы возможности бизнеса при переходе на патент.

К сожалению, федеральные законодатели нас пока не услышали. Но я надеюсь, что это лишь первый этап, и изменения некоторых параметров системы налогообложения будут возможны в дальнейшем. О том, что мониторинг данного закона будет вестись в течение всего следующего года, было четко сказано на уровне федерального центра. По мнению экспертов, в совокупности с пониженными ставками страховых взносов доработанный налоговый режим должен стать более востребованным.

Одним из основных преимуществ регионального закона о патенте является отсутствие дополнительных ограничений в отношении допустимых видов деятельности, а также уровень налоговой нагрузки, который максимально приближен к таковой на ЕНВД.

— За какие нововведения ратовал бизнес? И что из них было учтено?

— Я могу со всей ответственностью заявить, что большинство предложений бизнеса нашли отражение в новом региональном законе о патенте.

Большое внимание уделено территориальному принципу действия патента для лучших возможностей ведения бизнеса в разных муниципальных районах. Пересчитав налоговую нагрузку, мы поняли, что существующее деление оказалось не совсем удачное, поскольку все районы области совершенно разные по численности, экономической составляющей, географическим характеристикам и объему туристического потока. И если раньше было три группы территорий действия патента, для которых установлены разные размеры потенциально возможного годового дохода, то теперь их стало пять.

Предприниматели Тутаевского и Ярославского районов просили выделить в отдельный вид деятельность предприятий общественного питания, которые обслуживают учреждения образования, здравоохранения и соцсферы по льготным ценам, и установить для них пониженный размер потенциально возможного годового дохода. Причина проста – наценка на услуги школьных столовых, работающих на аутсорсинге, имеет фиксированный размер 60% в отличие от иных предприятий общепита. В качестве обоснования предприниматели приложили расчеты, где цифры говорят сами за себя. Например, если раньше тутаевские предприниматели на вмененке, которые оказывали услуги общепита в залах обслуживания площадью до 150 кв. метров, платили налог порядка 12 тысяч в год, то на патенте им пришлось бы платить порядка 214 тысяч. В Ярославском муниципальном районе цифры несколько иные – 54 тысячи на ЕНВД против 214 тысяч на патенте, но все равно рост налоговой нагрузки в 4 раза налицо! Эта инициатива бизнеса тоже была учтена. Организации общепита, осуществляющие деятельность социальной направленности, были выделены в отдельную категорию со сниженным размером потенциально возможного к получению годового дохода.

— Давайте подробнее расскажем о том, что еще изменилось в действии патента с принятием закона?

— Отныне для предпринимателей на патенте доступен тот же перечень видов экономической деятельности, что и на ЕНВД.

Для розничной торговли и общепита площадь торгового зала и зала обслуживания увеличена с 50 до 150 метров. Увеличено количество автотранспортных средств до 20 единиц.

Индивидуальные предприниматели будут вправе уменьшить величину патента на размер уплачиваемых страховых взносов, что существенно снизит его стоимость.

Кроме того, федеральный законодатель установил на 2021 год месячный налоговый период, чтобы предприниматель мог попробовать для себя ту или иную систему налогообложения и определить наиболее удобную.

Ярославская область – одна из немногих, где региональный закон о патенте уже принят и вступит в силу с 1 января 2021 года. Если бы мы не успели принять его до конца ноября, то в соответствии с федеральным законом вступил бы в силу переходный период, что повлекло бы кратное увеличение налоговой нагрузки на бизнес. К счастью, все прекрасно понимали, что в существующих экономических условиях это недопустимо, и даже те три месяца, которые были отведены для корректировки регионального законодательства в 2021 году, могли стать основным фактором ликвидации бизнеса либо его ухода в тень.

В этой ситуации и органы власти, и общественные организации бизнеса сработали оперативно, и региональный закон о патенте был доработан с учетом наиболее лояльного подхода к налогообложению.

— С индивидуальными предпринимателями разобрались. А как быть юридическим лицам, которые ранее были на ЕНВД? Ведь они на патентную систему перейти не могут.

— Для юрлиц, которые переходят с единого налога на вмененный доход, есть два варианта: общая система налогообложения или упрощенная. В редких случаях это может быть единый сельскохозяйственный налог.

Бизнес в данной ситуации действительно оказался в невыгодном положении. Здесь выход один – анализировать рост налоговой нагрузки, который неизбежен при переходе на другие режимы налогообложения, и, например, снижать ставки по упрощенке. С такой инициативой на прошлой неделе выступил уполномоченный при президенте Борис Титов. Он предложил установить на федеральном уровне единый предельный уровень ставок УСН для тех субъектов, которые применяли ЕНВД в 2020 году. Решения о снижении ставок по упрощенке уже приняты в нескольких регионах России, но такие пионеры в меньшинстве.

Для Ярославской области эта проблема тоже актуальна. Пока наши предложения по снижению налоговых ставок до 1% по объекту «доходы» и 5% «доходы минус расходы» на 2021 год не поддерживаются правительством области. До конца года такие ставки на УСН действуют лишь для отраслей, признанных пострадавшими в результате пандемии коронавируса. Эта мера поддержки была принята на региональном уровне весной. Но с 1 января 2021-го эти льготные ставки перестанут действовать и для них.

Причина, по которой инициативу не поддержали в правительстве, банальна – дефицит регионального бюджета. Остро встает вопрос выпадающих доходов. Переговоры ведем, конечно. И снижение налоговых ставок на УСН – это следующая цель, которую мы перед собой ставим, и над достижением которой будем работать ближайшее время.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме