Темы 20 декабря 2020 10:00

Начало и конец «Родного края»

Краеведческий журнал в 20е издавали энтузиасты-рыбинцы. Они размножали издание от руки, собирали пословицы и свадебные песни, защищали дворянское наследие.

Справа сидит Николай Владимирский

Двадцатые годы XX века не зря считают золотым десятилетием российского краеведения. Местные энтузиасты всюду создают краеведческие общества и кружки, несмотря на пережитые революционные потрясения, экономическую разруху, голод.

Так, до революции в России насчитывалось 160 краеведческих обществ. А через десять лет их уже было 1765. И это не считая 560 музеев и 64 исследовательских станций. Из занятия увлеченных одиночек краеведение становится широким общественным движением.

Примета времени – краеведческие журналы. Даже в самых медвежьих углах появляются рукописные и печатные сборники, «записки», «труды», «доклады», «бюллетени», выпускаемые местными краеведами. В Рыбинске возник «Родной край».

«Отмечайте все самое интересное»

«Родной край» в 1920 году начал издавать 19-лет-ний Николай Владимирский, ученик рыбинского физиолога Алексея Ухтомского. Еще гимназистом Коля проявил организаторские способности и педагогический талант, когда возглавил естественно-исторический кружок и руководил образованием своих товарищей.

«Круг умственных интересов Владимирского был очень широк и выходил далеко за пределы естествознания. Его влиянию охотно подчинялись остальные участники кружка. В кружке читали доклады о проблемах естествознания и смежных наук, устраивали ботанические и геологические экскурсии в природу, проводили практические занятия по анатомии животных, чтение книг и статей. В кружке царил дух дружбы, взаимопонимания и увлеченной деятельности», – пишет рыбинский краевед Вадим Ливанов в 1968 году.

Члены гимназистского кружка в 1919 году влились в Рыбинское научное общество под руководством Алексея Золотарева. В составе РНО организуют секцию краеведения, ее цель – привлечь к изучению родного края широкие круги горожан. Для этого решено издавать журнал и распространять его как можно шире среди рыбинцев. Каждый рукописный номер предваряет обращение редактора Владимирского: «Отмечайте все интересное, происходящее кругом вас, как бы ничтожно и мелочно оно на первый взгляд не казалось. Даже отдельные наблюдения Редакция примет с величайшей радостью».

Чем радовали читателей? В журнале были разделы «Природа и край», «История края», «Народный быт и творчество», «Местная жизнь», «У наших соседей». Заглянем в темы одного из первых номеров от сентября 1920 года. За археологию отвечает исследование Александровской пустыни. Освещена жизнь ученых групп: отчеты секции краеведения, ботанического отдела, биологической секции, геологической и гидробиологической группы, историко-этнографической секции. В этнографической части журнала – местные присловия и поговорки, две свадебные песни с нотами, кладбищенские надписи из Глебова. Особенностям устного творчества Рыбинского края журнал посвящал пристальное внимание – всего опубликовано 50 заметок на этнографическую тему.

Издание два года писали и размножали от руки, а каждый номер содержал 110-140 страниц. Его читали не только в Рыбинске, но и рассылали по уездным городам. Со временем редакция наладила сотрудничество с краеведами Ростова, Мологи, Мышкина, Пошехонья, Коприна. Коллектив авторов рос – с журналом сотрудничали 25 человек, из них 14 – рыбинских, 10 корреспондентов из волостей и других уездных городов и один из Москвы.

Тем временем журнал потерял главного редактора. Двадцатилетний Николай Владимирский, помимо издательской работы, активно занимался наукой. Летом 1921-го он руководил биостанцией, организованной для младшего кружка самообразования на даче детского врача Константина Ливанова в Михалево. По результатам работы юный рыбинец написал статью, которую опубликовали в педагогическом журнале «Естествознание в школе». И вслед за статьей он поехал учиться в Петроградский педагогический институт им. Герцена.

Журнал после Владимирского остается на попечении руководителя РНО Алексея Золотарева. Группа редакторов собирала материал, анализировала его, переписывала и выпускала очередной номер журнала. Всего выпустили семь рукописных номеров. В 1922 году случилось долгожданное событие: издание стало печатным.

Передовица от 5 апреля звучит громко и радостно. «Секция краеведения задалась целью широко поставить дело изучения родной края, привлечь живые силы городов, сел и деревень. Организовали курсы краеведения и два съезда. Краеведческое движение стало быстро расти, объединяя одинокие, распыленные научные силы. Чтобы окончательно упрочить краеведческое движение, не хватало печатного органа».

Далее редакторы призывают всех уроженцев Рыбинской губернии участвовать в краеведческой работе. Сообщать о «новых способах сельского хозяйства, ухода за лесом, попытках рыбоводства и животноводства, находках полезных ископаемых». Присылать записи народных песен, частушек, легенд и сказаний, словарный материал, хронику культурной жизни и бытовых явлений.

Вперед, в прошлое!

В дни, когда страна рвалась вперед на бронепоезде революции к лучшему будущему, «Родной край» привлекал внимание к прошлому. Не раз в журнале призывали сохранять бесценные раритеты из дворянских гнезд, поднимали вопрос охраны культурного наследия. Статья «О молчаливых свидетелях прошлого» обращает внимание читателей «на молчаливых свидетелей старого Рыбинска, которые за полтораста-двести лет много слышали и видели, много похоронили в стенах тайн. Один из таких немых свидетелей – дом Михалкова».

Подробно журнал освещал библиотечную жизнь Рыбинской губернии: книжные выставки, литературные вечера, лекции – вся культурная жизнь на местах находила отражение на страницах «Родного края». Публиковали рецензии на краеведческие издания. Рассказывали и о проблемах библиотек – минувших и нынешних. Так, статья Алексея Золотарева посвящена второму открытию в прежнем помещении библиотеки им. Энгельса, бывшей Земской. В революцию, когда все библиотеки реорганизовали, эта старейшая в городе библиотека чуть не погибла. Ее спасли лишь усилия местных краеведов.

Очень скоро работу рыбинских краеведов оценили по достоинству. В январе 1923-го центральный журнал при РАН «Краеведение» писал: «Перед нами живой местный орган, откликающийся на все события рыбинской жизни и отмечающий все достижения местных краеведов».

В Рыбинске регулярно проходили съезды краеведов. «Родной край» подробно публиковал материалы со съездов. Судя по публикациям, краеведы активно привлекали внимание властей к библиотекам, проблеме сохранности редких уникальных книг. Библиотеку бывшего Спасо-Преображенского монастыря делегаты VII съезда (1926 г.) призывали сохранить в целостном виде. Требовали создать отделы ценных и не выдаваемых книг при центральных библиотеках Рыбинска, Углича и Ростова. Взывали каталогизировать рукописи и редкие книги.

Доклад на съезде сделал знаменитый ярославский ученый-этнограф Адам Богданович. По его докладу краеведы приняли постановление с такими словами: «Ярославщина имеет тысячелетнюю историю собирания и хранения книг. Съезд приглашает местные краеведческие организации к дружному собирательству и хранению книг и рукописей».

Кроме библиотек, делегатов VII съезда волновало изучение песенного народного фольклора. И внезапно – развитие каменотесного дела в Ярославской губернии и Рыбинском крае. Ярославский краевед Александр Скребков, биограф скульптора Александра Опекушина, прочитал доклад об авторе памятника Пушкину в Москве. Съезд принял решение увековечить память скульптора-земляка.

В 1927 году «Родной край» выходил тиражом 1050 экземпляров. К сожалению, печатная форма журнала существовала лишь за счет очень небольших средств, которые выделяли рыбинский губернский союз потребительных обществ и уездный исполком. Денежный ручеек был скуден – с апреля 1922-го по сентябрь 1927-го вышли только семь номеров. После чего журнал и вовсе прекратил существование. Наступали тридцатые с их академическим делом и делом краеведов.

Судьба краеведа

А что же первый редактор журнала Николай Владимирский? В Рыбинском музее-заповеднике хранится книга молодого ученого «Наши пресноводные моллюски» (издана в 1927 году). На ней надпись: «Первая и последняя научная работа Коли Владимирского». Книгу передала музею жительница Рыбинска Анна Коперина, тоже ученица Ухтомского. Вероятно, запись сделала она. На развороте книги пояснение той же рукой:

«Коля Владимирский начал работать с моллюсками на рыбинской биостанции 1920-21. На биостанции Ухтомского в 1922 работал над выработкой доминанты у моллюска-двустворки. Продолжил работу на биостанции Райкова. Завидная последовательность. Жаль, что рано погиб. Из него мог выйти хороший ученый».

Всего через десять лет, в 1930 году, Владимирского репрессировали по ленин-градскому делу краеведов, а в 1937 году расстреляли в урочище Сандармох, где он и покоится в братской могиле.

Словно предчувствуя скорый конец – свой и сотен репрессированных ученых и краеведов – Владимирский пишет в колонке редактора «Родного края» (сентябрь 1920 г.), что обеспокоен гибелью ученой мысли, человека разумного:

«Все современные разговоры сводятся к жалобам на неимоверно тяжелые условия жизни. И полную невозможность работы на данных условиях. Разговорами все и кончается. Меж тем наша родина быстрыми шагами приближается к гибели. Надо понимать: наша гибель и будет смертью самого лучшего, что есть в человеке, самого ценного, что есть в стране, – живого духа человеческого, могучей творческой мысли, накопленной веками. Во что же мы обратимся, лишившись священного огня, который зажжен в душе многих».

Такие горячие сердца создавали журнал «Родной край».

Ночами от руки они переписывали сообщения корреспондентов. Рукописным издание оставалось два года. Издатели не давали себе поблажки – каждый номер большого по формату журнала содержал 110-140 страниц. Сколько рыбинцы вкладывали в свое дитя энергии!

В условиях голода, неустроенности, страха они неустанно делились мыслями, исследованиями, оставляя их для потомков. Не зря девизом журнала все семь лет оставались такие слова: «Консервирование настоящего в надежде на будущее»

При подготовке материала использован доклад кандидата педагогических наук Юрия Климакова, доцента Московского государственного университета культуры и искусств, на Золотаревских чтениях

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Dupe 11:33 | 20 декабря 2020

Какой то странный девиз был у журнала. Наверное, это был очень консервативный журнал во времена революционных перемен и научных открытий. Лично мне очень жаль, что уже в наше время прекратила более чем вековую историю своего существования газета «Северный край», которая в отличие от данного интернет издания рассказывала о выдающихся достижениях ярославских учёных в непростых 20- 30 годах, о том же институте внутренних вод в Борке, об интересных открытиях ярославских краеведов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме