Что можно получить в соцсетях, посетив популярные рыбинские сообщества? Убойную дозу негатива. Испорченное настроение. Разочарование во всем человечестве.
Отдельная тема – странички обиженных. В них концентрируются неудачи. Старательно коллекционируются дорожные ямы, покосившиеся столбы, сломанные заборы. И если вдруг ненароком встретишь что-то потенциально позитивное, будь уверен – новая дорога скоро радостно развалится, а отремонтированный фасад злорадно состарится.
— Почему люди радуются чужим неудачам и не готовы замечать хорошее?
— Во-первых, соцсети – далеко не все человечество, – говорит психолог Сергей Борзов. – Довольный человек может быть социально пассивен. А вот от обиженного жизнью стоит ждать патологического стремления выплеснуть агрессию. Первые если и выходят в интернет, то собираются в сообщества по интересам – они обсуждают увлечения, делятся секретами мастерства, дают житейские советы. А так называемые «подслушки» собирают негатив. При этом модераторы сознательно провоцируют своих комментаторов в расчете, что негатив привлечет новых подписчиков.
— Хотите сказать, негативное мышление более активно?
— Если речь идет о соцсетях – да. Мы с вами раньше уже говорили, что довольные чаще помалкивают. И это объяснимо. Почему я должен выражать радость от ровной дороги? Она и должна быть ровной, и мне не нужно никого за это благодарить публично. Но я замечаю позитивные перемены – отремонтировали парк, открыли хорошее кафе, «причесали» фасады.
— И не замечаете недостатков?
— Замечаю, конечно. Но не вывожу их в ранг первостепенных. Сегодня есть яма – завтра ее залатали. А кто-то эти ямы целенаправленно ищет и коллекционирует.
— Поведение в соцсетях зависит от образа мышления?
— В первую очередь от задач, которые ставит перед собой человек. Если задача – выплеснуть эмоции, иди в комментаторы. Отдельная песня – провокаторы. Среди них – не только администраторы сообществ, но и новостные сайты. Хотя от новостей в них, пожалуй, давно ничего не осталось.
— Что вы имеете в виду?
— Сознательное создание негативного фона. Вокруг конкретной личности, вокруг всего Рыбинска. Если постоянно писать, что город – болото или имярек – вор, найдутся простодушные, которые начнут верить вопреки фактам, и не требуя доказательств.
— Как-то не хочется думать, что людей так просто убедить в чем-то.
— Конечно, в основном потребители сетей – люди разумные, живущие своим умом. Но многое зависит от почвы, на которую падает зерно. Обидели человека в полиции – он может стать убежденным критиком силовиков и с радостью участвовать в интернет-войнах по этой теме. Но это только про тех, кто лелеет свой негативный образ мышления.
Люди с негативным мышлением склонны к пессимизму, депрессиям, неуверенные в себе, с низкой самооценкой, с отрицательным опытом в прошлом. Они критикуют, обвиняют других в своих провалах, охотно обсуждают людей, легко впадают в гнев, боятся перемен, в тайне надеются, что у других ничего не получится
— Поподробнее о негативном мышлении.
— Негативное мышление — это разновидность искаженной интеллектуальной активности. Человек все видит в темных тонах, замечает только отрицательные моменты. Его интеллектуальные процессы поглощаются самоедством, мрачными мыслями. В общем-то, разрушительный процесс, ломающий личности и их жизнь.
— А как относиться к тем, кто провоцирует, сознательно вычленяя из общей массы новостей только негативные?
— Как и к провокаторам – настороженно. У них есть цель. Например, если человек собрался участвовать в выборах, он может принять именно такую тактику. Да, она неконструктивная, разрушительная для его читателей, но эффективная для привлечения внимания. Человек создает образ борца с недостатками, на самом деле лишь угнетая сознание людей и никак не влияя на улучшение их жизни.
— То есть это обычные политтехнологические приемы?
— Конечно. Цель – не устранить недостатки, а заявить о себе. Или очернить конкурента.
— Приведите пример.
— Конкретных – не буду, не хочу участвовать в распространении фейков. Схема простая. Берется общеизвестный факт, и создается иллюзия, что этот факт – эксклюзивная сенсационная информация, с трудом добытая автором материала. Далее вокруг факта накручиваются слова с негативным оттенком и намеком на некие аморальные действия. В результате у читателя должно появиться ощущение по типу: «ложечки нашли, но осадочек остался». Все, цель достигнута, тень на плетень наведена, намек озвучен, фейк распространен.
— Все так просто?
— Для определенной категории читателей – да, просто. Для той, которая не готова думать, а готова только воспринимать. И охотно верит любому негативу.
— Таких большинство?
— К счастью, нет. Большинство сопоставляет и анализирует. Эта категория людей не ввязывается в драку, не отстаивает свои убеждения с помощью нецензурной лексики, не истерит в комментариях. Зачем?
— Чтобы доказать свою правоту, например.
— Время, потраченное на споры, можно использовать в лучших целях. Если кто-то считает, что живет в болоте, постоянно на это жалуется, ищет место поглубже и позловонней, он всегда будет жить в болоте. Вы хотите с таким человеком спорить и доказывать, что болото – это его и только его творение? Флаг вам в руки.
— Положим, не хочу, но несправедливость задевает.
— Учитесь защищать себя от негатива. Он токсичен. Ступив на чужую болотистую территорию, вы рискуете сами оказаться в болоте. Будете видеть только ямы и покосившиеся столбы. Оно вам надо?
— Ну и как тогда вести себя в соцсетях?
— Выбирать то, что вам интересно. Поток информации огромен, если не научиться вычленять для себя главное, можно потеряться. И не спорьте с теми, кто живет в болоте. Если человек хочет выплеснуть в соцсеть все, что накопилось, никакие рациональные доводы его не смогут остановить. Никакие ответы не помогут.