Ромашковое поле, снегирь, тропинка к деревенскому дому. Компактные и уютные, круглые и овальные – вышивки Юлии Тарасовой словно окно в тихий мир детства. Кроме декоративных панно, она создает практичные кулоны и брошки и носит их сама, дарит близким. Вышивка для Юлии – хобби. По профессии она переводчик, репетитор английского и испанского языков, окончила РГАТУ.
— Вышивка – отдушина, способ отвлечься, наполниться энергией. Было бы время – вышивала и рисовала бы целыми днями, – говорит Юлия.
Как она выбирает темы? Любит ботаническую вышивку, когда шиповник и вьюнок на полотне словно сошли со страниц атласа растений – с корешками, плодами, цветками. Вдохновляется пейзажами: гуляет по полям вокруг Рыбинска и потом вышивает их – ромашковые, васильковые. «Наполняю себя красотой», – улыбается Юлия. Любит бывать в Высоковском бору, и зимой по памяти вышила могучие корни сосны. Есть еще один лейтмотив: деревенский дом весной, летом, зимой, а к нему бежит тропинка.
— Да, в душе я не городской житель, выросла в маленьком уральском городке, с детства на природе. Деревенская тема у меня, пожалуй, ведущая. И любимое место в Рыбинске у меня довольно необычное – улица Мягкая в Прибрежном. Там, на берегу Волги, у бабушки и дедушки был дом, где я провела много прекрасных часов.
Изображает Юлия и парадный Рыбинск – собор, костел, пожарную каланчу. Впрочем, даже открыточные виды у мастерицы получаются не официально-звенящими, а теплыми и уютными.
Юлия Тарасова:
Я словно рисую по ткани. Когда начинаю работу, еще не знаю, какими швами изобразить цветы, ветки, траву. Вдохновение приходит прямо во время работы
— Город вышивается с более строгим настроением, все же это другие формы и объемы. Обычно мои работы яркие, солнечные, а вот костел получился мрачным, осенним – вполне в готическом духе, как ему и положено, — описывает свою работу мастерица.
В ее планах – вышить величественную Мать Волгу, Дом художников с его затейливой резьбой, графическую беседку на левом берегу Волги.
Она не мыслит себя вне рукоделия и вне искусства, очень любит рисовать, в свое время окончила рыбинскую художественную школу. И сегодня перед вышивкой не делает эскизов – работает начисто, по пустому полотну.
— Я словно рисую по ткани, это как живопись по полотну. А когда начинаю работу, еще не знаю, какими швами изобразить цветы, ветки, траву. Вдохновение приходит прямо во время работы, – объясняет Юлия.
Она вышивает с юных лет, начинала по книгам, строго придерживалась схем. Теперь творит, импровизирует, смешивает, делает разные стежки – и по размеру, и по форме – в зависимости от того, что хочет создать. Такая легкость приходит с годами работы.
Гладь, французский узелок, критский шов. Юлия смело комбинирует материалы и техники. Пушистыми нитками для вязания и бисером создает пухлый сугроб, блестящий под солнцем. Тяжелая крона старой яблони изнутри заполнена фетром – так создается объем. Выпуклые бревна деревенского сруба мастерица изобразила французским узелком. Поперечными стежками имитировала кирпич на костеле.
Нитки, пяльцы, ткань, на которой создается шедевр, – все это не слишком затратно. Намного дороже кропотливый труд мастерицы. Стежки на миниатюрах крохотные, бывают меньше миллиметра. Увеличительных стекол вышивальщица не использует. Работа над малюткой размером 7 на 9 см длится не меньше недели – правда, если шить по вечерам. А вот большой костел – 20 на 12 см – она создавала три недели, работая на карантине каждый день.
Да, вышивка – кропотливый труд. И если век назад этим мастерством владели многие женщины, то сегодня девочки вообще не вышивают, расстраивается Юлия. Летом, когда в центре, где она преподает, открывается лагерь, она предлагает подопечным пяльцы и нитки.
— Но многие девочки в 10-14 лет ни разу даже иголки в руках не держали, – говорит рукодельница. – И терпения нет: не получается – сразу бросают. Нет желания создавать красоту своими руками. Очень жаль.