Как развлекаться в эпоху без интернета, кино и даже радио? В конце XIX века простые рыбинцы с нетерпением ждали широких ярмарок. Туда гастролеры привозили технические новинки вроде движущихся картинок, спортсмены демонстрировали силу и ловкость, дрессированные звери – выучку.
Одной из таких ярмарок было масленичное гуляние. Попробуем представить, что там мог увидеть рыбинец.
— Гуляния на городских площадях – с балаганами, качелями и каруселями – были приурочены к календарю деревенских праздников. Особый размах они принимали на Святки, в Масленичную и Пасхальную неделю. Место проведения праздников веками оставалось неизменным: в Рыбинске ярмарочную площадь устроили за рекой Черемхой, – пишет специалист Ярославского музея-заповедника Ирина Зубатенко в работе «Городские народные зрелища и увеселения в к. XIX – нач. XX вв. (по материалам Ярославской губернии)».
Большинство зрелищ на таких гуляниях устраивали гастролеры. Владельцы арендовали у города участок земли под балаган либо снимали помещение у частных владельцев. Строили балаганы и павильоны – хлипкие сооружения из досок, покрытые тесом, парусиной или брезентом.
— Представление состояло из разнородных ярких номеров: сеансы престидижитаторов (фокусников) и чревовещателей чередовались с выступлениями балалаечников-куплетистов и рассказчиков, а французская борьба – с балет-пантомимой, – перечисляет Зубатенко.
Какими диковинами баловали рыбинцев? В 1898 году на ярмарочной площади Рыбинска действовали большая панорама, стереоскопический кабинет и анатомический музей. В музее демонстрировали «мумию допотопной морской сирены – половина рыбы, половина человека, найденную в Египте». Ну, просто Кунсткамера на выезде! А через стереоскоп горожане знакомились с видами городов, соборов, водопадов и развалин языческих храмов, с картинами сражений и всемирных выставок, с эпизодами Ветхого и Нового завета – «всех видов до 500».
Не раз в губернию, а значит, и в Рыбинск, приезжали цирковые коллективы, имевшие всероссийскую известность: цирки Безано, Труцци, Саламонского, братьев Никитиных.
Тренд на умиление животными начался давно – горячий отклик у простого люда вызвал чудо-морж, которого привезли в Ростов в 1904 году. «Живой, морской, дрессированный морж, пойманный на Ледовитом океане», отдавал честь публике, звонил в колокольчик, играл на гитаре, стрелял из револьвера. В рекламе говорилось – «каждый увидевший это чудо вполне оставался доволен виденным». Зверя, «помещенного в большой цинковый аквариум», вполне могли довезти и до рыбинцев, но нам про это неизвестно.
Балаганные жанры часто пополнялись за счет «высоких» форм досуга. Ярмарка тут же подхватывала новинки: дивертисмент и кафешантан, театр миниатюр, кинематограф и профессиональная борьба. Все это балаган адаптировал для широких городских слоев. Немало барышей владельцу приносили и технические новинки.
Знакомство со звукозаписью и кинематографом для многих горожан началось именно с площадных увеселений. Так, владелец балагана на Сенной площади Кузнецов в 1897 году зазывал публику не только «метанием колец на предметы и метанием мячика в рот фигуры турки». Но и приглашал полюбопытствовать на новомодную «поющую и говорящую машину-графофон Эдиссона». В репертуаре – 47 номеров: цыганские романсы, арии из опер, городские куплеты. За прослушивание каждой пьесы практичный Кузнецов брал по 5 копеек.
А в 1904 году в Ярославле демонстрировали «электробиоскоп или театр-тауматограф». В репертуаре – игровой фильм «Даниил в пещере львов» и сцены из русско-японской войны. Для любителей клубнички – сеансы 18+: «картины только что привезены из Берлина и Парижа, имевшие громадный фурор за границей».
Что за почтенная публика высыпала на масленичную площадь, пила сбитень, ела калачи, засматривалась на моржей и борцов? Практически все горожане, кроме элиты – такие развлечения считались народными. Пресса так перечисляла участников праздников: «Слесаря, кузнецы, кучера, дворники, солдаты, горничные, кухарки, проститутки, сутенеры. Впрочем, много и чистой публики – видны офицеры, студенты, семинаристы, купцы». Привлекали городские увеселения и крестьян из ближайших сел.
Гибкая цена позволяла посещать представления даже самым экономным рыбинцам. Так, в начале XX века вход в зверинец или панораму стоил 5-15 копеек. Билет в цирковой партер продавали за 1,25-1,60 руб., на галерку – 15-27 коп. Экономные ходили днем – дневные представления стоили дешевле. Они начинались с 12 часов дня, вечерние – с 8 вечера. Для артистов это была непростая работа, настоящий чес: в будни они давали до шести представлений в день, в праздники – до 10 сеансов.
Жадную до новизны публику привлекали кричащие объявления: «новость ХХ века!», «впервые в здешнем городе», «каждое представление идет по новой программе». Однако ожидания публики не всегда оправдывались.
— Местная пресса часто жаловалась, что «хотя цирк не пробыл и двух недель, но его разнообразная программа начинает быть слишком однообразной», – рассказывает специалист.
Образованная часть общества критиковала «общедоступные» зрелища за вульгарность и бессмысленность репертуара. Его называли примитивным, потакающим вкусам невзыскательной публики, оказывающим вредное влияние на народ. Ярмарки критиковали за поголовное пьянство, шум и грязь на площадях, неустроенный быт балаганных артистов, за жестокое обращение с животными. Общее настроение выразил журналист газеты «Голос»: «Когда я возвращался с гуляния, мне было грустно. Я видел простую публику, бедную духовной пищей».
В основе материала – доклад Ирины Зубатенко «Городские народные зрелища и увеселения в к. XIX – нач. XX вв. (по материалам Ярославской губернии)» на Золотаревских чтениях