Открытия велосезона в городе ждали еще 126 лет назад.
В наши дни велосипед считается самым демократичным, доступным и распространенным видом транспорта. Железные кони мчат поджарых спортсменов в ярких майках и стройнеющих фитнес-леди, резвых детсадовцев и навьюченных рассадой дачников, малинововолосых школьниц и их седовласых дедушек. Но так было не всегда.
Еще каких-то сто двадцать лет назад велосипед был роскошью. Цена «аппарата» составляла практически половину годового заработка ярославского рабочего. Крутить педали могли лишь сливки тогдашнего общества. И они объединялись в кружки, надо полагать, элитарные.
Первый в России «Царскосельский кружок велосипедистов» возник в 1883 году, идею подхватили москвичи. А вслед за ними — и прочие губернии. В Рыбинске кружок любителей велосипедной езды появился в 1895 году. Это была первая физкультурно-спортивная организация в истории Рыбинского края. Учредителями выступили дворяне, богатые купцы, военные — одиннадцать знатных персон. Председателем кружка был избран Сергей Михалков, распорядителем (то есть организатором его деятельности) потомственный почётный гражданин Константин Лытиков.
13 марта 1895 года министром, генерал-лейтенантом был подписан Устав рыбинского кружка любителей велосипедной езды. В нем говорилось, что объединение будет «служить центром взаимного сближения лиц, любящих езду на велосипеде и вообще сочувствующих распространению этого спорта. Для достижения упомянутой цели предполагалось устраивать катания, экскурсии и чтения по предметам, касающимся велосипедного спорта».
В конце июля 1895 года были утверждены и первые правила дорожного движения для велосипедистов за подписью ярославского вице-губернатора. В частности, они разрешали езду по улицам и площадям только по правой стороне и по одному. Двое и более велосипедистов могли ехать в один ряд только на совершенно пустой улице, где нет экипажей и возов.
По всей видимости, первые велосипеды наводили ужас на главных участников дорожного движения конца позапрошлого столетия — лошадей. Отсюда правило: «если лошадь при встрече с велосипедом даст признаки испуга, следует проезжать по возможности тише, успокаивая словами лошадь и, в случае требования кучера или ездока, немедленно сходить с велосипеда».
В статье использованы материалы Филиала государственного архива Ярославской области в г. Рыбинске
Фото: Филиал государственного архива Ярославской области в г. Рыбинске
А в 60-70-х годах велосипеды покупали в кредит. Прогресс, Украина, Урал, Аист, Салют , Кама ещё «переездят» китайская имитация Шимано. Кстати в Европе и Америке «рулят» другие фирмы и втулки, более качественные.