Родители охотничьего биатлона – студенты-охотоведы Кировского сельхозинститута. Именно они 20 лет назад начали состязаться в стендовой стрельбе по тарелочкам, имитирующей охоту на дичь. Содержать команду спортсменов было удовольствием недешевым, поэтому районные общественные организации охотников и рыболовов нашли более доступный вариант – выходить на соревнования с тем ружьем, с которым они охотились на утку или пушного зверя.
Первый чемпионат России по охотничьему биатлону принимал Новосибирск в 2008 году. Местом проведения второго в 2011-м стал рыбинский центр лыжного спорта «Демино». И хоть пока соревнования такого уровня не получили постоянную прописку на Рыбинской земле, каждую зиму здесь и в области проходят городской и межрегиональный чемпионаты. Они объединяют молодежь и бывалых охотников. Накал страстей здесь не меньше, чем в классическом биатлоне. А вот обстановка максимально приближена к охотничьей реальности.
Суть охотничьего биатлона достаточно проста. Спортсмен преодолевает дистанцию в три километра на охотничьих лыжах шириной 15 сантиметров. Крепления на них — мягкие ремешки, палок не предусмотрено.
— По снежному насту бежать с четырехкилограммовым ружьем за спиной не так-то просто, тем более на крутых поворотах и спусках. Но мало пройти путь, нужно еще попасть в цель. На огневом рубеже охотники стреляют пулевыми патронами по прицельной мишени «кабан» с расстояния 50 метров. Ее диаметр всего 30 сантиметров. За промах начисляется минута штрафа, — рассказывает постоянный участник турниров Алексей Башмаков.
Алексею – 38. 12 из них он увлекается охотой – пошел по стопам отца, почетного охотника Ярославской области Александра Башмакова. Правда, говорит, поздно начал. Обычно в таких семьях интерес к охоте просыпается еще в юности.
В трофеях Башмакова-младшего есть дикий гусь. Это осторожная и умная птица с острым зрением, в стае есть свои сторожевые и дозорные, потому добыть ее считается удачей большей, чем, например, принести с охоты кабана.
— На болоте ни связи, ни света, тьма тьмущая. Слышу над головой шум крыльев, стая прямо на меня летит. Выстрелил два раза в темноту наугад – птица упала. Отыскал только спустя полчаса – по белому брюшку, — вспоминает свой дебют охотник.
С тех пор Алексей ходил на лосей, кабанов, разную дичь. Не брал разве что медведя – сидеть на дереве и выжидать косолапого ему неинтересно. Другое дело перехитрить зверя на земле.
К каждому жителю леса или поля – свой подход, своя тактика охоты. У лося хорошие нюх и слух, поэтому при загонной охоте стоять «на номере» нужно, не шевелясь, как говорят охотники, «встал и умер».
У кабана также хорошие слух и нюх, и в отличие от наивного лося, это животное очень хитрое и чуткое. Порой маневры свирепой дикой свиньи заставляют понервничать опытных охотников, что уж говорить о новичках.
Однажды раненый Алексеем кабан резко развернулся и помчался прямиком на него. У охотника оставалась всего одна пуля. Расстояние между человеком и зверем неумолимо сокращалось, адреналин зашкаливал, сердце охотника готово было выпрыгнуть из груди. К счастью, кабан свернул с тропы, и был добыт последним патроном.
Охотник – тот же спортсмен. Охота для него не только тренировка меткости и выносливости, она развивает навыки ориентирования и выживания в лесу, обращения с оружием. Поэтому в соревнованиях по охотничьему биатлону побеждают отнюдь не молодость, не возраст, а образ жизни в первую очередь.
Быть в форме Алексею помогают бег и велосипед летом, лыжи – зимой. Десять лет он увлекается лыжными гонками и биатлоном, участвует в спартакиаде на родном «ОДК-Сатурн». В 2013-м впервые пробежал Деминский лыжный марафон.
В свое время охотничьи коллективы, в том числе и военно-охотничьи, создавались как ступень подготовки к защите Родины и своеобразный раздел комплекса ГТО. Хорошая традиция вполне может возродиться. Тем более до биатлонной базы в «Демино» от Рыбинска – рукой подать.