Темы 12 мая 2021 12:00

Стрессовый год для бизнеса

Кто закрылся и ушел в тень, а кто примерил на себя новый статус? У кого выросли налоги, и есть ли варианты их снизить?
И как чувствует себя бюджет после отмены народной «вмененки»? Предприниматели Рыбинска обсудили актуальные вопросы с бизнес-омбудсменом Альфиром Бакировым

В конце апреля Альфир Бакиров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области, приехал в Рыбинск, чтобы принять участие в расширенном заседании Координационного совета по малому и среднему предпринимательству. Вместе с представителями местного бизнес-сообщества подводили итоги минувшего года и думали над решениями, как изменить ситуацию к лучшему.

Новый статус: хорошо или плохо?

Коронакризис, главным образом антиковидные ограничения и вынужденный простой, не прошли бесследно для малого бизнеса. Пандемия не только подкинула новых проблем, но и обострила старые. Омбудсмен признает: для большинства предпринимателей 2020-й стал годом глобальных потрясений. Здесь и антиковидные ограничения, и вынужденный простой, и накопившиеся долги, и падение покупательной способности населения.

Одно из самых очевидных и печальных последствий стрессовой ситуации – ряды предпринимателей поредели. Если в начале 2020 года в Ярославской области был зарегистрирован 50 451 субъект малого и среднего предпринимательства, то год спустя их стало 48 673 – почти на 1800 меньше.

— Тенденция к уменьшению налицо. За минувший год количество малых и микропредприятий сократилось на 3,7%, а индивидуальных предпринимателей на 3,4%. И это очень небольшое падение. Есть регионы, где закрылось по 15-20 тысяч предприятий, — отмечает Бакиров.

Однако выбыть из реестра не всегда значит прекратить свою деятельность. У ИП без наемных работников появилась возможность оформиться в качестве самозанятых. Здесь и налоговая нагрузка меньше, и отчетность проще. Особенно активно количество самозанятых стало расти в 2021 году, когда упразднили «вмененку». Сейчас в Ярославской области их зарегистрировано уже более 11 тысяч человек.

С одной стороны, это хорошо: люди продолжают работать, кормить свои семьи, предлагать на рынок товары и услуги. Но с другой – проявились негативные последствия массового исхода в самозанятые. Оказывается, от этого страдают местные бюджеты. Почему, объясняет Альфир Бакиров:

— НДС от них мы лишились, отчислений от заработной платы – тоже.

После отмены ЕНВД обнаружились целые отрасли, по которым налоговые поступления в казну ощутимо «просели». В их числе – пассажирские перевозки.

— Многие таксоперевозчики ушли под крупных перевозчиков. Куда ни глянь, одни федеральные извозчики. Они не платят налоги в Ярославской области, — считает Бакиров.

Ушла в тень строительная отрасль.

— Если раньше работодатели платили официальные зарплаты, отчисления с них, то теперь перешли на шабашки. Ничего хорошего! Как вывести их из тени? Нужно создать им льготные условия, чтобы они легализовались, — рассуждает уполномоченный.

Где бюджет выиграл?

Помимо пандемии, бизнес столкнулся еще и с упразднением ЕНВД. В первую очередь переход с «вмененки» затронул микропредприятия – порядка 15 тысяч предпринимателей региона использовали этот налоговый режим. Бакиров говорит, что переход на другие налоговые режимы в Ярославской области получился если не «бесшовным», то уж точно гораздо более комфортным, нежели во многих других регионах.

По результатам опроса ярославского бизнеса, проведенного в феврале аппаратом федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова, 47% респондентов перешли на патент, остальные – на упрощенку и иные налоговые режимы.

— В правительстве Ярославской области учли практически все наши предложения по патенту и упрощенке. Мы одни из немногих зашли в новый год с полным законодательством, которое позволило бизнесу уже с 1 ян-варя работать по-новому, — поясняет он.

И предлагает продлить переходный период еще на три года: предпринимателям, перешедшим с ЕНВД на другие налоговые режи-мы, требуется время для полноценной адаптации.

— Бюджет пополнился значительно больше, чем во время применения ЕНВД. Соответственно, можно было бы эти условия сохранить и на 2022-2024 годы. В областном департаменте финансов с нами солидарны. Я эту тему обсуждал и с Максимом Авдеевым (зампред правительства области – прим.ред.), он донесет наши предложения до губернатора. Соответствующее обращение вы можете сделать и от своего Корсовета, — сообщил Бакиров рыбинским предпринимателям.

Кроме того, уполномоченный предлагает предусмотреть в региональном законе по УСН меры поддержки для предпринимателей, которые перешли на упрощенку с ЕНВД в силу требований по маркировке товаров. Речь идет прежде всего о торговле обувью, лекарствами и одеждой из натурального меха. По закону перейти на патент они не смогли.

— Сейчас в облдуме создана рабочая группа, которая занимается соответствующими изменениями в закон, — уточняет Бакиров.

Кадастровая переоценка

На проблемы в сфере имущественных и земельных отношений жаловались 13% обратившихся в аппарат бизнес-уполномоченного в 2020 году. Одна из больных тем, актуальных для Рыбинска, – завышенная, по мнению предпринимателей, кадастровая стоимость объектов недвижимости. А чем она выше, тем выше имущественный налог и арендная плата государственной (или муниципальной) недвижимости.

Вопрос, как добиться справедливости, бизнес-омбудсмену задал рыбинский предприниматель Александр Линник.

— Делаете независимую оценку недвижимости, с этой оценкой идете в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при областном департаменте имущественных и земельных отношений, — советует Бакиров. — В 2020 году из 175 заявлений предпринимателей 92 были удовлетворены, корректировка кадастровой стоимости произведена. Если оспорить не удается таким образом, идите в суд. В абсолютном большинстве случаев он становится на сторону предпринимателей. Судебное решение будет действовать до следующей кадастровой оценки, которая проводится раз в пять лет.

Уменьшить имущественный налог с объектов, которые облагаются по кадастровой стоимости, мог бы льготный коэффициент. Эту тему подняли предприниматели из Рыбинска Юрий Болдин и Галина Ботева. Примерно 15 тысяч ИП региона, ранее находясь на ЕНВД, никогда не платили имущественных налогов, и для них новая нагрузка кажется слишком тяжелой. Кроме того, те предприниматели, у которых помещения больше 100 кв. метров, не получили льгот.

— Сейчас почти во всех муниципальных образованиях области ставка налога на имущество физлиц, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, составляет 2%. Главы лишь трех городов – Рыбинска, Тутаева и Ярославля – пошли навстречу предпринимателям и снизили ее до 1%. Позиция правительства Ярославской области в этом вопросе окончательно не сформулирована. Для сравнения: в Европе этот коэффициент для малого бизнеса составляет 0,3-0,4%. Мое мнение: давайте сделаем для всего малого бизнеса в Ярославской области ставку в размере 0,5%! – обозначил свою позицию Бакиров.

Рыбинское бизнес-сообщество идею поддержало. Предприниматели намерены обратиться с официальным письмом о снижении ставки в адрес областных депутатов.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
рабочий 20:45 | 12 мая 2021

А маркировки кюркодами наволочек, простыней, скатертей, блузок, кепок,ремней, одеколонов, обуви, мороженого, рабочей одежды и прочей мелочи с обязательным сканированием и с покупкой марок с обязательной регистрацией в определённых свыше (!) организациях, приобретением многотысячных сканеров и ПО для них это ли не вредительство? А владельцы авто ещё не забыли их развод на наклейки «Ш» и отменой их и это похоже на госмонополию свыше как и мусорная «Хартия» г-на Чайки. Не вдаюсь в политику но вы сами видите эти «позитивы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме