О начале войны работники рыбинского катерозавода узнали в обед. Последние мирные годы страна готовилась к войне, но известие о ее начале все же застало людей врасплох. Заводчане, слушая репродуктор, осознавали, как в их жизнь входит беда. Вечером на митинге рыбинцы говорили от сердца, не готовя речи. Заводчане клялись защищать Родину от фашистов, увеличить выпуск продукции.
Не дожидаясь повестки, 200 катеростроителей добровольцами ушли на фронт. Вторая волна добровольцев – 147 заводчан – ушла на передовую с Ярославской коммунистической дивизией. Всего воевали 700 катерозаводцев, из них погиб 141 человек, 150 вернулись с ранениями.
За ратные подвиги работники рыбинского завода получили 1017 орденов и медалей. Пулеметчику Игорю Клинову присвоили звание Героя СССР посмертно: в бою он расстрелял до роты противника, а сам погиб под гусеницами немецкого танка.
С первых дней войны завод переходит на выпуск военной продукции. Суда для народного хозяйства переоснащают под боевые. Катер типа А используют как санитарное судно, торпедолов, топливозаправщик гидросамолета. Саперам годятся катера типов БМК-70 и ИУ. Быстрые катера типа МК, вооруженные пулеметами ДШК и «Максим», поставляют в роты противовоздушной обороны.
За годы войны завод построил 17 торпедных катеров и 581 катер других марок. Суда рыбинской постройки много где повоевали, принесли пользу фронту. Они доставляли в горящий Сталинград боеприпасы, провиант и пополнение, переправляли раненых под артобстрелом и бомбами вражеской авиации. Прорывали блокаду Ленинграда, освобождали Петрозаводск. Катер БМК-70 стал экспонатом Музея революции в Ленинграде как участник боев Онежской флотилии.
Заводчане неслучайно работали в воскресенье, 22 июня 1941-го. В предвоенные годы СССР, повышая обороноспособность, перевел промышленность на военные рельсы. Законы, принятые в 1940 году, современному человеку покажутся суровыми и даже жестокими. В частности, указ «О переходе на 7-дневную рабочую неделю, о запрете самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий». Из-за войны трудовой кодекс еще ужесточили: увеличили рабочий день, заводчанам запретили увольняться. При необходимости их без согласия могли перевести туда, где требовалась рабочая сила. За 20-минут-ное опоздание рабочие несли уголовную ответственность.
Жизнь в тылу была не проще фронтовой. После трудовой смены рыбинцы не спешили отдыхать. Они построили бомбоубежище и два больших противопожарных водоема. Дежурили по ночам вместе с охраной предприятия. Истребительный молодежный батальон патрулировал завод и городские улицы – молодые рыбинцы готовились обезвредить диверсантов, искали немецких летчиков, сбитых нашими зенитками. В конце 1942 года после преследования и боя в Рыбинске пленили четверых летчиков.
Осенью немцы захватили Тверь, расположенную в 300 км от Рыбинска, – их танки преодолели бы это расстояние за полдня. Ярославскую промышленность эвакуируют вглубь страны. Рыбинский катерозавод с оборудованием перевозят в Пермь и Тюмень. Два каравана из катеров и барж загрузили станками, материалами, полуготовыми изделиями, туда же сели заводчане с семьями. «В 30-градусный мороз на пустом месте мы строили завод: выгружали станки, устанавливали в спешно построенных цехах. Мы трудились по 12 часов», — вспоминал ветеран войны и труда, гибщик Степанов. На востоке рыбинцы производят дюралевые торпедные катера.
Немцев разгромили под Москвой, опасность миновала – третий караван катерозаводцев повернул назад у Костромы, четвертый вообще не отошел от заводского причала. Часть имущества возвращается в Рыбинск. Тем временем оставшиеся здесь рабочие достраивают заложенные катера, налаживают выпуск противотанковых ежей, саперных лопаток, лыж и солдатских ножей. На восстановление заводу отводят самые жесткие сроки: вернувшееся оборудование монтируют в два раза быстрее по сравнению с тем, когда его готовили к отправке в глубокий тыл.
Работа на предприятии требовала много сил. Но людям остро не хватало самого необходимого: еды, одежды, обуви, мыла, спичек, соли. В стране действует карточная система. Сколько хлеба, крупы, сахара получит человек, определяла важность его работы. Рабочему и специалисту, занятому на вредном трудном производстве, выдавали больше продуктов, чем служащим или иждивенцам.
Для помощи заводчанам катерозавод создал отдел рабочего снабжения и пригородное хозяйство. ОРС закупал продукты в колхозах и совхозах. Пригородное хозяйство производило сельхозпродукцию, его площади сначала составляли 24 га. В 1943-м заводу передали совхоз в Мышкинском районе с 1320 га земли и стадом в 300 голов скота. Желающим выделяли землю под огороды. Грядки разбивали везде, даже на территории завода. В 1942 году огородничали 250 семей, в 1943-м – уже 560. Площадь огородов увеличилась с 7 до 19 га.
Трудная жизнь и тяжелая работа не ожесточили людей. Испытывая нужду, страдая от голода, они помогали фронту: деньги и ценные вещи сдали в фонд обороны, слали фронтовикам подарки и теплую одежду. Установили шефство над одним рыбинским госпиталем. Заводчане сдают кровь раненым бойцам. Как могут они поддерживают семьи товарищей, ушедших на фронт: передают им средства, заработанные на субботниках, кормят детей фронтовиков в заводской столовой.
Всю войну завод испытывает острую нехватку специалистов. Ушли на фронт квалифицированные кадры. Осенью 1941-го сотни катерозаводцев отправляются под Москву, где строят оборонительные сооружения. На место фронтовиков и заводчан, оставшихся в эвакуации, приходят женщины и подростки. Новичков прикрепляют к опытным производственникам, кадры готовят прямо на рабочем месте. За 2 месяца завод получает станочников, сборщиков, жестянщиков, медников и сварщиков.
Работа идет при остром дефиците станков, инструментов и материалов. На заводе экономят сырье и даже энергию. В 1944 году завод потребляет электроэнергии на 4% меньше, чем в 1940-м, хотя объемы производства увеличены в разы. Активно снижают трудоемкость изделий, рабочие и инженеры ежегодно внедряют сотни рацпредложений. Техотдел упрощает детали, узлы, конструкции и сокращает сроки их изготовления. В результате рабочие освоили штамповку, контактную машинную сварку, холодную прокатку, макетирование. А катер типа БМК-70 стало на 15% проще строить.
Из-за налетов авиации заводчане то и дело прерывали работу. 25 мая 1943 года завод подвергся самому страшному налету. Из-за массированной бомбардировки все основные цеха завода оказались разрушены. От зажигательных бомб на заводе и в рабочем поселке возникли пожары. От разрывов фугасных бомб погибли начальник цеха Михаил Быстров, рабочий Павел Кузькин, контрольный мастер Елизавета Титова. Ранило директора завода Николая Щербину, главного инженера Дудченко, нескольких рабочих.
Серьезные повреждения получили катера, готовые к отправке на фронт. Чудом уцелели подстанция и инструментальный цех. В поселке сгорело 33 барака и множество частных домов, сломался водопровод. Сотни катерозаводцев остались без крова. Но горевать было некогда: в тот же день рыбинцы разбирают завалы, расчищают территорию. Цеха восстановили за рекордные 4 месяца.
Немецкая военная техника в начале войны в разы превосходит советскую. Требовалось приложить массу усилий, чтобы преодолеть это отставание. Но многие довоенные планы рушатся, разработки приходится отодвинуть. Еще до войны рыбинцы начинали производить дюралевые торпедные катера, но после эвакуации их производство так и осталось в Тюмени.
Вскоре завод получил новую задачу – производить стальные торпедные катера дальнего действия ТМ-200. И параллельно выпускать уже освоенные суда. ТМ-200 должны были стать первыми в стране большими торпедными катерами в стальном корпусе. Для их строительства в Рыбинске возвели новый цех, модернизировали спуск, ведь грузоподъемность старого не позволяла спустить настолько большое судно.
Флот получает первые стальные торпедные катера в 1944 году: рыбинцы сдали пять катеров ТМ-200 и столько же заложили новых. ТМ-200 обладало неоспоримыми преимуществами: высокие скорость и мореходные качества, мощные средства поражения противника. Кроме того, суда могли действовать далеко от баз. В 1945-м завод выполнил план, спустив на воду 12 заказанных катеров.
Под конец войны завод готовится выпускать суда для народного хозяйства. В середине 1940-х на предприятии глобальные перемены, и главная – возведен сборочный цех площадью 13 тыс. кв. м, в три раза превышающий все производственные площади завода. Эллинг оборудован 14 мостовыми кранами грузоподъемностью 5 и 10 т. И это еще не все: расширен заготовительный цех, вдвое увеличена площадь механического цеха, вчетверо – его станочный парк. Страна готовится к мирной жизни.
Самоотверженность и стойкость рыбинских корабелов, проявленные в годы Великой Отечественной войны, – их вклад в Победу нашего народа над врагом.
Из-за войны трудовой кодекс ужесточили: увеличили рабочий день, заводчанам запретили увольняться. При необходимости их без согласия могли перевести туда, где требовалась рабочая сила. За 20-минутное опоздание рабочие несли уголовную ответственность
25 мая 1943 года завод подвергся самому страшному налету.
Из-за массированной бомбардировки все основные цеха завода оказались разрушены. От зажигательных бомб на заводе и в рабочем поселке возникли пожары. От разрывов фугасных бомб погибли начальник цеха Михаил Быстров, рабочий Павел Кузькин, контрольный мастер Елизавета Титова. Ранило директора завода Николая Щербину, главного инженера Дудченко, нескольких рабочих
Сейчас бы не выстояли.