Главное Темы 27 августа 2021

Хозяин железной дороги

— В отпуск на поезде? Ни за что! Поездов мне и на работе хватает, иногда даже стук колес снится, — говорит Александр Бузлаев.

26-летний рыбинец – представитель одной из самых романтичных профессий. Он – проводник.

Вокзал, перрон, вагон, мерное постукивание колес, запах железной дороги, мелькающие пейзажи за окном… Поезда – больше, чем средство передвижения. Время в вагоне превращается в маленькое приключение, здесь завязываются новые знакомства, и пассажиры, кажется, откровеннее, чем в любом другом транспорте.

В Северную пригородную пассажирскую компанию Александр пришел три года назад. Но прежде успел попробовать себя в разных сферах. Работал в Рыбинске кондуктором троллейбуса, журналистом на телевидении, слесарем-электромонтажником, слесарем КИПиА и даже служил пономарем в Вознесенско-Георгиевском приходе – юношей он занимался в воскресной школе. Необычный список, особенно учитывая, что по специальности Александр – землеустроитель.

Откуда же любовь к поездам?

— Я учился в рыбинском лесхозтехникуме, часто добирался до Тихменева под стук колес. Вот тогда и зацепило. И дело не только в романтике. Железная дорога – это вообще другой мир со своей атмосферой – прихожу на работу и растворяюсь в нем. Заметил, что все важные решения я принимаю в рейсе, — рассказывает Бузлаев.

Стать проводником несложно – достаточно пройти специальные курсы, медкомиссию и сдать экзамен по правилам технической эксплуатации железных дорог. А вот выдержать трудные рабочие будни в поезде сможет не каждый. Стрессоустойчивость, внимательность, способность оперативно принимать решения – важные качества проводника. Дорожная романтика – лишь одна их сторона, есть и другая – тяжелая, хлопотная, нервная.

В сознании обывателя обязанности проводника пригородного поезда ограничиваются проверкой билетов и объявлением станций. В 30-е годы ХIХ века, когда профессия только появилась, это действительно было так. Сейчас все иначе.

— Проводники – нерв всего состава. Мы отвечаем за безопасность пассажиров и должны обеспечить им комфорт, а в случае ЧП сообщить начальнику поезда, — объясняет Александр. — Заранее подготовить вагон к поездке: проверить исправность механизмов, поддерживать санитарную чистоту, а если температура на улице ниже пяти градусов – растопить угольный котел, чтоб люди не мерзли. В дороге может случиться всякое, так что мы и психологи, и няньки, и врачи.

Подготовка к рейсу начинается за несколько часов до отправления. Сначала – инструктаж от бригадира, получение кассовой техники, затем – приемка вагонов. Зимой хлопот у проводников прибавляется. Среди работников даже ходит поговорка: «Не тот проводник, кто год отработал, а тот, кто зиму пережил». В мороз им приходится очищать состав от снега, сбивать наледь с подвагонного оборудования ломом. С этим ловко справляются даже хрупкие девушки-проводники. Их, кстати, в штате большинство.

— К Рыбинску приписаны 40 проводников и только двое из них мужчины, в том числе я, — говорит Александр. – Есть стереотип, что проводник – сугубо женская профессия, но я бы с этим поспорил, на железной дороге нужно быть сильным во всех смыслах.

У всех транспортников в работе есть определенные традиции и приметы, и проводники – не исключение. Например, чтобы в поезд не сели ревизоры, нельзя класть на стол или ронять вагонные ключи. Уж если они упали, нужно наступить на них ногой или постучать ими по полу трижды. Александр не суеверный, но ключи носит на всякий случай в кармане.

— Есть и другая примета: считается, что если первым в вагон запустить мужчину, поездка будет хорошей. Но могу сказать, что на наших пригородных поездах каждый пассажир приносит счастье, — смеется он.

Бузлаев колесит по трем маршрутам: Рыбинск –Ярославль, Рыбинск –Пищалкино и Рыбинск –Родионово. В 2020 году подвижной состав обновили, теперь в современных вагонах с мягкими креслами есть wi-fi, кондиционеры, розетки для зарядки телефонов, биотуалеты. С этого года на всех поездах работает охрана, так что с дебоширами разбираются быстро.

В основном его пассажиры – это туристы и дачники, везущие «корзинку, картонку и маленькую собачонку». Многих проводник уже знает в лицо, ведь они ездят весь сезон с мая по сентябрь и, кажется, дай им волю, могли бы рассказать всю свою жизнь. Чудаки запоминаются особенно.

— Народ у нас умеет удивлять, чего только не увидишь. Часто пассажиры по незнанию покупают билет на поезд в кассе автовокзала и приходят с ним на посадку. Был пассажир, который перевозил в вагоне баню, по бревнышку. Месяца два ездил. У другого в багаже оказался сокол. Птица сидела в ведре, замотанном в мешок. Еще забавный случай: весь прошлый сезон в моем вагоне ездила дряхлая старушка, которая постоянно жаловалась, как ей тяжело спускаться из вагона. И вот останавливаемся мы на ее станции Просвет. Получилось так, что последний вагон, в котором мы ехали, оказался не на платформе, а на насыпи. По инструкции я должен перевести пассажиров в другой вагон. Но эта старушка наотрез отказалась. Схватилась за поручни и со словами: «Ну все, счастливо, до завтра» – сиганула с первой ступеньки вниз по насыпи. И куда только делась ее слабость? — улыбается Александр.

С интересом путешествуют в пригородных поездах и иностранцы. С ними приходится импровизировать на ходу. Однажды группе девушек-испанок, следовавших в Рыбинск, проводник пытался на пальцах объяснить, что это за город: изображал рыбу, собор и мост. Говорит, смеялся весь салон.

…Поезд символизирует движение вперед. И Александр не намерен останавливаться на достигнутом. В июле он сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургский университет путей сообщения. Мечта рыбинца – стать начальником вокзала.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме