Главное Темы 1 сентября 2021

«МоПеды» рулят

Как увлеченные учителя и воспитатели меняют отношение общества к себе, семье и образованию

Вместе с активистами объединения молодых педагогов Рыбинска обсудили горячие темы: от авторитета учителя в классе, сплочения отцов и детей до фото в купальниках и «замороженных» окладов.

Завелись – и поехали!

Семь лет назад в Рыбинске появились первые «МоПеды». Название объединения говорит само за себя: мы имеем дело с людьми креативными, смелыми, с чувством юмора. Сейчас о команде ярких, инициативных педагогов знают и в городе, и за его пределами.

Сегодня в «МоПедах» более 50 рыбинских активистов: учителей, воспитателей, руководителей образовательных организаций. Они желанные гости на городских фестивалях и праздниках, организаторы семейных слетов с играми и конкурсами, постоянные участники спортивных, молодежных мероприятий и педагогических конференций. Их опытом интересуются в других городах Ярославской области. К ним прислушиваются коллеги в Рыбинске.

— Один человек, каким бы крутым специалистом он ни был, ничего не может сделать в одиночку. А команда может горы свернуть! — уверена руководитель объединения «МоПеды» Анастасия Брянцева, заместитель директора по воспитательной работе школы № 12.

Когда в 2014 году начинающая учительница попала в сообщество молодых педагогов, она даже не подозревала, что это будет всерьез и надолго.

— Меня попросили написать сценарий новогодней сказки. Вместе с подругой – учителем английского языка Олесей Мельниковой – мы придумали сказку про Емелю, Рыбинск, Сигсона и снежинки – все это в стихах. Наши коллеги из молодежного актива сценарий оценили, это нас вдохновило, — вспоминает Анастасия.

Новогодние праздники – одни из первых мероприятий для детей, в подготовку которых включились «МоПеды». После уроков, проверки тетрадей и подготовки к занятиям они находили время, чтобы писать сценарии, заниматься постановкой, репетировать, искать костюмы и показывать сказку. Они проводили елки для детей работников образования. Поздравляли ребят из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В прошлом году активисты решили подарить праздник особенным детям и придумали акцию «Дед Мороз в подарок».

— Мы ходили поздравлять детей с ограниченными возможностями здоровья. Это очень нелегко эмоционально. Но когда ты видишь радость, воодушевление в глазах ребенка, понимаешь: все не зря! Такие дети находятся в ограниченном социуме, они редко выходят за порог своей квартиры. Вот почему визит Деда Мороза и Снегурочки для них – это исполнение мечты, настоящая сказка, которую ждет вся семья, — рассказывает Брянцева.

Одной семьей

Постепенно деятельность «МоПедов» становилась все разнообразнее, а команда единомышленников – многочисленнее и дружнее. К идейным и целеустремленным учителям и воспитателям присоединяются друзья, знакомые, родственники. Новичкам здесь всегда рады – работа найдется для каждого.

И если на первых порах «МоПеды» просились поучаствовать в каких-то городских мероприятиях, то теперь организаторы сами находят их и приглашают в команду. Вот уже два года подряд молодые педагоги проводят конкурсы и игры на семейном фестивале «Вместе с папой», а в этом к ним добавился еще один – «Рок в защиту животных».

— Мы считаем, что у нас общая миссия – сплотить семьи, научить взрослых и детей проводить время вместе, показать, в какие спортивные, интеллектуальные игры можно поиграть вечером или в выходной всей семьей, — говорит капитан команды.

Есть у педагогов и глобальная цель. А как без нее? Если сначала активисты ставили перед собой задачу выигрывать в конкурсах, отстаивать честь Рыбинска на молодежных слетах, то сейчас, когда этот рубеж неоднократно взят, «МоПеды» стремятся стать узнаваемым городским брендом:

— Мы хотим оставить след в истории Рыбинска, — заявляет Брянцева. — Город у нас классный, замечательный! И мы видим свое предназначение в том, чтобы тоже менять его к лучшему. Будет здорово, когда люди вдохновятся нашим примером: «Мы хотим так же, научите нас!».

Учение и увлечения

Досуг, профессионально и весело организованный, важен не только сам по себе. Для молодежи это возможность проявить себя в еще одной сфере, познакомиться с интересными людьми и стать успешнее в своей основной деятельности – работе с детьми. Педагоги уверены: чем насыщеннее жизнь учителя, чем богаче он как личность, тем выше его авторитет среди школьников.

— Дети в восторге, если учитель – интересный человек, если у него есть классное хобби: он танцует, поет, участвует в конкурсах, ведет свой блог. Но при этом учитель должен помнить: его миссия – не развлечь, а зажечь, — считает Олеся Мельникова, учитель английского языка школы № 12. — Ученики тянутся к таким педагогам, проще находят с ними контакт. Дети приходят на урок не только для того, чтобы получить знания по предмету, но и за твоими идеями, советами, поддержкой.

Быть на одной волне с детьми, находиться в курсе того, что происходит в ТикТоке, знать музыкальные предпочтения подростков – важно и полезно.

— Уважайте увлечения учеников, интересуйтесь, кто учится в вашем классе – тиктокеры, геймеры или самокатеры, — продолжает педагог. — Так устанавливаются доверительные отношения, и обучение идет гораздо эффективнее.

Вечная молодость

Быть понятным школьникам – значит быть молодым, идти в ногу со временем. Так считают «МоПеды». При этом молодость для учителя или воспитателя они понимают широко – как состояние души, а не цифру в паспорте. У активистки «МоПедов», учителя физкультуры первой школы Юлии Смирновой стаж педагогической работы – 28 лет.

— С раннего детства я знала наверняка, что буду учить детей. Работать в детский сад пришла в 1993 году. Распад СССР, пустые полки, зарплату не платили по полгода. Но я знала, куда шла, и к трудностям была готова. При этом я считаю, что работа в школе – одна из самых интересных, творческих. Как говорил философ и педагог Гербарт, смертный грех учителя – быть скучным. Наша задача – постоянно удивлять, — рассказывает Юлия.

Нескучный учитель способен совершить почти невозможное – стать примером для школьников.

— Если ты сам сдаешь нормы ГТО, участвуешь в соревнованиях, бежишь эстафету на 9 Мая и марафон «Великий хлебный путь», то дети видят, что спорт – это классно. И им ничего не нужно объяснять. Меняется отношение и у родителей. Они понимают: активный педагог, который вышел за рамки учебника, может дать их детям больше, — рассуждает учитель.

Юлия Смирнова уверена: информация, полученная на уроке, усвоится лучше, если она будет не просто набором абстрактных правил, а действительно принесет пользу.

— Мы можем проверить пульс до и после бега, понять, как тренировка влияет на организм человека. Так ребята учатся контролировать нагрузку, — поясняет она. – На уроке мы смотрим, есть ли проблемы с осанкой. И в этом случае упражнения делаются уже не просто потому, что учитель так сказал, а потому, что это поможет иметь здоровую спину, красиво выглядеть.

По мнению активистов, современной школе очень не хватает этого – практических знаний, которые точно пригодятся ребенку в жизни. Основы финансовой грамотности, планирование личного бюджета, кредиты, вопросы полового воспитания и личной гигиены, психология семейных отношений – продвинутые учителя готовы обсуждать эти темы. Однако в обществе они вызывают неоднозначную реакцию.

Услуга или миссия?

Положение педагога в обществе – один из самых болезненных вопросов сегодня. Кто он – инженер человеческих душ, наставник, «урокодатель», поставщик образовательной услуги? Актуальность проблемы с каждым годом только растет, неспроста Владимир Путин предложил объявить 2023-й Годом педагога.

— По документам образование – это услуга, — гово-рит Анастасия Брянцева. — Но надо понимать, что как бы учитель ни старался, насильно положить знания в голову он не сможет. Чтобы быть успешным, ребенок должен сам хотеть учиться.

Живые люди и самоцензура

Имеет ли педагог право на личную жизнь? Может ли учительница выкладывать в социальных сетях фотографии в купальнике или танцевать на дискотеке? В последнее время поведение и внешний вид работников образования вне школы становится предметом бурных обсуждений (и осуждений).

— Мы всегда чувствуем на себе пристальные взгляды, внимание: на улице, в магазине, ночью на дискотеке можешь встретить знакомого родителя. Поэтому ты везде должен выглядеть достойно. Расслабиться не получится, — говорит заведующая детским садом № 22 Юлия Жукова. — Но это вовсе не значит, что мы всегда должны ходить в белой блузке и черной юбке. Мы такие же живые люди, как все. Мы можем шутить, разговаривать о земном, оставаться мамами, женами, подругами и друзьями. Кто-то может позволить себе выставить в Инстаграм фото в купальнике, кто-то нет – все мы разные, и это личное дело каждого и вопрос самоцензуры. Кстати, самоконтроль при ведении соцсетей, я считаю, полезен не только педагогам, но и родителям, если они хотят давать детям положительный пример.

 

Разумное, доброе и материальное

Активисты «МоПедов» говорят: их отношение к работе не зависит от денежного вознаграждения. Однако признают, что многие из них работают на две ставки или на двух работах, берут репетиторство. И мечтают о хорошей зарплате.

— Достойная зарплата – это такая, при которой педагог имел бы возможность не брать подработки и направлять все свои силы, всю свою энергию на подготовку и проведение уроков, — считает старший воспитатель детского сада № 112 Татьяна Лымарева. — В последний раз повышение окладов было девять лет назад. За это время цены заметно выросли на все, а оклады педагогам так и остались в районе 9-11 тысяч рублей. А ведь именно от них зависит зарплата учителя и воспитателя.

Татьяна – из тех, кто влюблен в педагогику почти с рождения и предан своей профессии, несмотря на все трудности.

— В детстве я жила в доме рядом с 26-й школой, — рассказывает она. — Помню, как сидела на подоконнике с большим старым биноклем и смотрела в окна напротив, как у доски ходит учитель, что-то пишет. Моя учительница начальных классов Елена Борисовна Московкина была для меня примером. Она здорово сплотила наш класс, и мы до сих пор встречаемся и общаемся. Я твердо решила: буду учителем, другие варианты даже не рассматривались. И я достигла своей цели – когда мне исполнилось восемнадцать, с большой радостью пришла в школу. Это были 1999-2000 годы, учителей сокращали, детей было мало, и нам с подругой сказали: извините, но учителя не нужны. Нам предложили поработать воспитателями. И с тех пор я работаю в детском саду и ни о чем не жалею. Здесь я на своем месте. И самая лучшая награда для меня – это любовь детей, это отдача от них, когда проведешь занятие, а ребенок искренне говорит: «Татьяна Александровна, а вы ведь классный воспитатель!».

«МоПеды» для педагога – еще одна возможность заниматься любимым делом, общаться с детьми и единомышленниками, расти профессионально.

— Да, ради достижения результата мы тратим много времени, сил и энергии, а взамен не получаем никакой материальной выгоды. По этой причине кто-то разочаровывается и уходит из «МоПедов», – говорит Татьяны Лымарева. — Но разве мало мы имеем? Дружбу, крепкую команду, постоянную поддержку. Фактически мы приобрели здесь вторую семью.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме