Темы 16 октября 2021

«Приют спокойствия, трудов и вдохновения» Инги Рачковой

Инга Рачкова выросла в Йошкар-Оле, училась в Академии художеств имени Репина в Санкт-Петербурге, нашла мужа в монастыре под Череповцом, а теперь живет в Рыбинске

Инга учит детей в художественной школе, иллюстрирует книги, путешествует по живописным окрестностям. И говорит, что здесь есть все для работы и вдохновения. Ее выставка открылась в центре творческого развития «Цветные двери».

Превратности судьбы

Творчеством Инга занималась всегда, с карандашами и красками подружилась еще в раннем детстве. Семья жила в Йошкар-Оле, после девятого класса девочка собиралась в профильный физико-математический класс. Но, видимо, от судьбы не уйдешь.

— Подруга поступала в художественное училище. За компанию я тоже подала заявление. И неожиданно для себя поступила. Там я попала в совершенно иную среду, нежели та, что была в общеобразовательной школе, – рассказывает Инга.

С четвертого курса талантливую ученицу целенаправленно готовили к поступлению в художественный вуз. И сама Инга другого пути, кроме академии художеств, уже не видела.

— Про Петербург у меня были золотые сны, сказочное предчувствие. Однако с первого раза поступить в Академию художеств не получилось, не хватило баллов. Я, конечно, была обижена и оскорблена: «Как же так? Я же была лучшей выпускницей у себя на деревне!» – с улыбкой вспоминает она.

Для кого-то это провал, черная полоса. Но у художника свой взгляд на мир вокруг. В жизни, как и на холсте, если пристально приглядеться, любой черный заиграет целой гаммой оттенков. Банальный асфальт на картинах Инги Рачковой может быть сверкающим, как солнечное небо, или сиреневым, как утренние облака. Но никогда черным или серым.

— Я ходила в Петербурге на занятия вольным слушателем – есть такая замечательная традиция в академии. Ты занимаешься наравне со студентами, располагаешься, конечно, на самых задних рядах, но профессора могут подойти к тебе и дать ценные советы; ты не платишь за обучение, но на тебя возлагаются определенные обязанности: прибирать после занятий, позировать, – вспоминает Инга.

Волшебные сны наяву

На второй год Инга добилась своего и поступила в Репинку на монументальное отделение.

— Там готовят художников-универсалов, которые могут заниматься графикой, станковой живописью, изучают техники витража, мозаики, сграффито, фрески, – рассказывает Рачкова. – Сама атмосфера была чудесная: здание XVIII века, отношение преподавателей к студентам, открытия и неуемное желание творить. Вся наша группа постоянно стремилась рисовать, рисовать! Даже до начала утренних пар мы договаривались с натурщиками, чтобы они нам позировали.

Получив в 2005-м диплом, выпускница осталась в стенах академии, в творческой мастерской станковой живописи.

— Там я провела еще четыре года, – вспоминает Инга. – Это было волшебное время: чистое творчество, работа на реставрации (восстанавливала масляную живопись в Успенском храме на набережной Лейтенанта Шмидта), поездки. Именно тогда я всерьез занялась пейзажем.

Монастырский сенокос

В одной из таких творческих поездок Инга познакомилась со своим будущим мужем. Летом 2008 года вместе с подругами-художницами они отправились в путешествие по Вологодской области: Белозерск, Кириллов, Ферапонтово, Горицы. Удивительная по красоте природа, старинная русская архитектура, древняя история – рай для живописца.

— В поездке у нас кончились деньги и мы поехали… в монастырь. Там можно было устроиться на работу за еду, – улыбается Инга. – Днем мы сено косили, вечером поливали огурцы, а в промежуток умудрялись писать этюды. Там я познакомилась с будущим мужем Андреем. Он, как и мы, приехал в Горицы поработать. Для него это был отдых после долгого рейса на туристическом теплоходе: команда и персонал живут рядом с машинным отделением, где стоит постоянный гул. Это тяжело, а на природе такая тишь.

Одна из работ из той поездки, «Вечер в Горицах», представлена на выставке еще под девичьей фамилией художницы – Штань. Белый храм на фоне розового с золотом, перламутрового закатного неба, темные силуэты деревьев и одинокая фигурка женщины у стогов сена после жаркого трудового дня – тот час в природе, когда ни один листочек не дрогнет. Тишина и покой.

Возвращение в педагогику

Оказалось, что Андрей – из Рыбинска. Он пригласил Ингу в гости.

— Еще в первую поездку я оценила центральную часть Рыбинска, старый город: «О, порисовать здесь можно!» В 2010 году Андрей сделал мне предложение.

Встал вопрос, где жить молодой семье. В Питере – богатая культурная среда и комната в коммуналке. В Рыбинске – размеренная провинциальная жизнь и стабильная работа. Взвесив все за и против, остановились на втором варианте.

— Мне очень повезло с детской художественной школой, где я преподаю. У нас хороший, творческий коллектив, – говорит Инга. – Для меня это тоже поворот судьбы. Еще в художественном училище, во время педагогической практики, я твердо решила: учителем никогда и ни за что не буду! Наш педагог по композиции тогда посмеивался: «Вернетесь! Педагогика для художника – самое лучшее, что может быть: стабильный заработок, возможность творить и не зависеть финансово от пожеланий публики». И вот все, что он предрекал, свершилось.

Особая любовь – это ярославская природа.

— Здесь так красиво, что никуда больше и ездить не надо! – радуется Инга. – В этом году мы путешествовали по области: жили у подруги в Учме, стояли с палаткой на Сити. Реки, леса, люди хорошие – что еще надо от жизни? Иди и пиши!

Большинство работ Инги Рачковой – это пейзажи. На ее картинах узнаваемые виды: рыбинское Заволжье, Фалилеевская горка, Волковский ручей, Волга. А вот Деминские виды – светлые березки кокетливо контрастируют с темными сосенками.

С этюдником она объездила все окрестности. Дороги с их изгибами и поворотами, крутыми подъемами и спусками, остановками, разбросанными по всему пути, – живописные метафоры жизни и один из ключевых мотивов в творчестве художницы. На одной из картин – золотые поля, звонкое бирюзовое небо, сиреневая дорога убегает вдаль, а на остановке притулился одинокий человек – опоздал, может, на автобус или просто отдыхает и никуда уже не спешит.

Детство – самое чистое, лиричное, возвышенное время нашей жизни. К этой теме Инга обращается вновь и вновь. Пишет лиричные портреты сына, детей своих друзей. Нередко ребенок на картинах Рачковой изображен со спины, мы не видим его лица, и фантазия сама дорисовывает его черты. Мы легко ставим себя на его место и словно бы входим в картину, ощущаем горячее дыхание лета или пронзительный осенний холодок.

Почувствуйте этот эффект и вы. Выставка Инги Рачковой «Приют спокойствия, трудов и вдохновения» работает до 1 ноября в Центре творческого развития «Цветные двери» (Рулонный переулок, 3). Вход бесплатный.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме