Обсуждение, каким городом может и хочет стать Рыбинск, состоялось в рамках выставки студенческих проектов «Ярославская земля. Вспоминая будущее». Она открылась в Музее фортепиано. В круглом столе приняли участие преподаватели столичных вузов: МАРХИ, Российского государственного социального университета, Высшей школы экономики. Они предложили свой взгляд на город со стороны: как гости и как эксперты. У рыбинцев – свое мнение по поводу происходящего и грядущего.
Главным вызовом для современного Рыбинска в городской администрации называют убыль населения. Наш город здесь не уникален, это общая проблема городов в радиусе 300 км от Москвы. Столица собирает налог людьми – амбициозными, умными, талантливыми.
— Мы принимаем этот вызов, — говорит Алексей Горбачев, советник по развитию туризма, кандидат экономических наук. — Закономерно возникает вопрос: какие ресурсы есть у муниципалитета? Не обладая финансовыми средствами, город может выступать определителем тренда, поддерживать его инфраструктурно в рамках своих полномочий.
Но что это за тренд? Попытки осмысления идут в плоскости «чего людям не хватает здесь» и «что они ищут в других городах». В мае этого года Российский государственный социальный университет провел опрос в Рыбинске. Выборка составила 162 человека от 18 до 55 лет.
— Молодежная аудитория проблемой номер один назвала недостаток или отсутствие рабочих мест, несоответствие зарплатным ожиданиям, — говорит Юлия Сулягина, кандидат социологических наук, доцент факультета управления РГСУ. — Этот фактор отталкивания характерен для многих региональных городов.
Понимая тренд на отъезд молодежи, власти Рыбинска в качестве одного из сценариев развития видят Рыбинск как город, куда люди возвращаются.
— Молодого амбициозного человека ничем не удержать в маленьком городе, — признает Алексей Кузнецов, заместитель начальника департамента экономического развития. — И может, не надо стараться. Вместо этого можно выстраивать стратегию, ориентированную на возвращение людей.
Здесь могут быть варианты – если ставку делать на людей в возрасте, тогда Рыбинску стоит приглядеться к амплуа города-санатория. Пенсионерам нужно предоставить соответствующий пакет качественных услуг: от медицинских до рекреационных. Выбрав этот путь, Рыбинск и окрестности обрастут клиниками, профилакториями, дорожками для скандинавской ходьбы.
— Если прицел на людей активного возраста, которые уже чего-то добились, наелись столичной жизни и стремятся вернуться, то нужна другая стратегия, — продолжает Кузнецов. — Сейчас удаленно можно работать из любой точки мира, пандемия это доказала. Я думаю, что, попав в российскую информационную повестку и удерживая ее, Рыбинск может быть интересен таким людям.
Города с историей, которые бросают все свои силы на привлечение туристов, нередко сталкиваются с неприятными побочными явлениями. Из исторической части местные жители вытесняются туристами, курсирующими от сувенирных магазинов к кафе. Коренному же населению центр становится чужд и не интересен.
— Я как архитектор много езжу по малым городам, которые являются туристическими центрами, — говорит архитектор, доцент МАРХИ Глеб Соболев. — Есть модель, как я условно определяю, Суздаля, где любой встреченный в центре человек – это приезжий. И есть модель Переславля, где пространство единое для туристов и местных. Мне кажется, Рыбинск больше тяготеет ко второй модели. Когда я смотрел фотографии ваших вывесок с ятями, я боялся, что окажусь среди голливудских декораций. Но увидев все своими глазами, я понял, что город интересен самим жителям, он живой.
Живой, но не жилой. Еще один вызов современности – вечером центр Рыбинска вымирает. Спешащий по делам, совершающий покупки и праздно гуляющий люд разъезжается по своим спальным районам. Чтобы жизнь била ключом и после 17.00, если верить урбанистам, на одного работающего должен приходиться один живущий.
— Возможно, случится так, что центр у вас станет жилым, — выдвигает гипотезу Глеб Соболев. — Соответственно, недвижимость в нем автоматически подорожает. Туда будут приезжать из других городов, из столиц те, кто работает дистанционно.
Архитектор предлагает присмотреться к зарубежному опыту, где процесс «оживления» безлюдных районов вовсю запущен.
— В Лондоне сейчас идет перестройка офисов класса Б под жилье, чтобы вернуть туда жителей, — говорит архитектор. — И речь здесь – не о богатых людях, а о представителях среднего класса. Мне кажется, для Рыбинска это тоже очень актуальная тема.
Центр Рыбинска сейчас выполняет функцию городской гостиной. Это место встреч, развлечений и отдыха горожан. Но вот добираться до этой гостиной не очень удобно, особенно в вечерние часы.
— Главную проблему Рыбинска я увидел в транспортной доступности, — говорит Глеб Соболев. — Когда мы говорим о потенциальных плюсах небольшого города, то всегда отмечаем удобный трафик. А рыбинцы в соцопросе отмечают, что вынуждены долгое время ждать на остановках. Если вы говорите, что центр – это парадная, то в первую очередь нужно обеспечить ее доступность. Если человеку приходится подолгу мерзнуть на остановке, он туда не поедет. А на машине – зачем ему в центр? Общественный транспорт, в идеале – чистый и часто курсирующий, существенно облегчает жизнь, делает ее комфортной.
С этим мнением согласен и Андрей Ильин, преподаватель Высшей школы экономики, выходец из Рыбинска, который много лет живет в Москве. Транспортное сообщение, особенно с отдаленными районами вроде Волжского, оставляет желать лучшего. Город, которому удается решить вопрос общественного транспорта, в котором автобусы и троллейбусы – не гетто «безлошадных», а осознанный выбор людей в пользу комфортного перемещения, существенно разгружает дороги, так как один автобус – это примерно двадцать автомобилей.
Архитектор МАРХИ оценил идею развития в Рыбинске велодорожек. Он говорит о том, что внимание к экологичным видам транспорта и забота о потребностях разных городских сообществ – признаки здорового города. И приводит пример: в канадском Ванкувере по части города проложили… лыжные маршруты. И люди воспользовались возможностью отказаться от машин и позаботиться о своем здоровье.
Какие из сценариев развития города будут взяты на вооружение в Рыбинске? Станет ли он привлекательным городом для туристов, пенсионеров, для айтишников на удаленке и для самих жителей? Покажет время. Решать это предстоит всем нам, и рыбинцы, судя по соцопросу РГСУ, к этому готовы. Социолог Юлия Сулягина отмечает активную позицию горожан в вопросах преобразования городской среды:
— На вопрос, кто должен формировать облик города, самым частым ответом был «органы власти», но второй по популярности была версия «сами жители города». Эти результаты нас, честно говоря, поразили, потому что мы привыкли к тому, что позиция у людей чаще всего пассивная. В Рыбинске мы видим иную картину.
Как говорит «зеленая» прогульщица с психическими отклонениями Грета Тунберг — это все бла-бла-бла.
Только тогда что то сдвинется в лучшую сторону, когда массово повысится благосостояние граждан. Покуда у нас на бумаге средняя зарплата в городе 40000 р. и даже больше, а на деле всего лишь 15000-20000 р. все будет оставаться по прежнему и город и дальше будет вымирать.
Добрый вечер, я не уверен, что именно в Ванкувере сделали лыжные дорожки в дополнение к транспорту. Сказал, что, кажется, в Ванкувере. Требует проверки.