Гул станков, запах солидола, от работающих агрегатов жарко. Раннее утро, в сварочно-заготовительном цехе «Русской механики» суета.
«Михалыч!» — доносится откуда-то издалека.
Это зовут на помощь наладчика холодноштамповочного оборудования цеха № 30 Сергея Петухова.
Без него работа группы штамповки стоит. В начале смены ему нужно проверить все оборудование, проконтролировать уровень масла, охлаждающего средства, исправность электрических систем и только потом – запустить. На участок длиной почти 40 метров – всего два наладчика.
— Весь день на ногах, бегаю от станка к станку. В цехе у нас семь девчонок-штамповщиц, они усидчивее мужчин, но им без мужских рук с тяжелым металлом не справиться. Пока один станок настраиваю, другой уже на очереди. Так что я нарасхват, — шутливо говорит Сергей.
На производстве Петухов уже 25 лет. Приехал в город из Некоузского района, когда на селе работы не стало. Сначала строил корабли на судостроительном заводе, оттуда ушел на Рыбинский моторостроительный завод — делать снегоходную технику. Работал и учился, повышая квалификацию. У него высший 6 разряд. Когда в 2000-х «Русская механика» перевела производство на мехзавод, не раздумывая, поехал следом. Говорит, ни разу не пожалел.
В то время предприятие приняло решение расширять модельный ряд выпускаемых машин: появилась «ТАЙГА» и ее модификации. Ассортимент существенно расширился, выросли и объемы производства. В 2010-м стартовало сборочное производство квадроциклов, и началась разработка первого русского мотовездехода. Появилась новая линейка машин, надежность которых была доказана экстремальными пробегами от Рыбинска до Чукотки.
За 50 лет существования компании снегоход коренным образом поменялся, претерпел массу конструктивных изменений. И за этим успехом труд сотен сотрудников «Русской механики», в том числе и Сергея Петухова.
— Работать интересно, потому что мы не стоим на месте, совершенствуемся. Новое всегда мобилизует, заставляет искать решения, шевелить извилинами. Пару лет назад пришел новый штамп логотипа «РМ» на глушитель. Сначала долго подбирали заготовку, затем добивались, чтобы при формовке четко пропечатывались буквы и не было надиров на изделии. Постарались, и все получилось.
Ключ, гайка, голицы, струбцины – рабочие инструменты наладчика. К слову, эта профессия позволяет освоить еще и навыки токаря, фрезеровщика, шлифовщика.
Гильотина нарубила металл, Сергей берет тележку с разрубкой и везет к станкам настраивать.
— Вот на этом штабелере – штампы, — говорит он, показывая на конструкцию высотой с трехэтажный дом. – За столько лет выучил наизусть, где какой лежит, и картотеки не надо.
Холодная штамповка считается передовым методом в обработке металлов. С помощью этой технологии можно изготавливать различные детали, формы и конструкции. Весь процесс упрощается за счет того, что после холодной обработки детали не требуют дополнительного термического воздействия и готовы к использованию.
Для демонстрации высокой точности штамповки Сергей берет заготовку ступицы и кладет под пресс-форму. Секунда – и на металлическом «блюдце» появляются идеально ровные отверстия. Другой многотонный станок в момент сплющивает с обеих сторон тонкую трубку – растяжку.
— Работа требует предельной внимательности, сосредоточенности. Зазеваешься — пальцы вдребезги, — говорит наладчик.
В больших контейнерах – уже наштампованные раструбы глушителей, патрубки, подножки и прочие изделия, которые ждут в сварочном цехе. Каждый месяц сотрудники заготовительно-штамповочного участка изготавливают около 400 тысяч деталей!
Сегодня продукция «Русской механики» занимает больше половины снегоходного рынка России и СНГ. Рыбинские снегоходы выбирают крупные федеральные структуры – МЧС, ФПС, Минатом, ОАО «Газпром», предприятия нефтегазового комплекса, лесной, охотоведческой, рыболовной и иных отраслей деятельности – есть чем гордиться.
На деревенском доме Сергея Петухова, где он проводит свободное время в заботах о пчелах и огороде, весной появляется красный флаг «Русской механики». Его он вывешивает первым делом, как открывает дачный сезон. Чтобы знали наших.