Еще три года назад функция управления персоналом на предприятии сводилась к администрированию: оформлению приказов, трудовых договоров и прочих кадровых документов. Сегодня персонал РМ – это стратегический партнер, которого учат, развивают, мотивируют и вовлекают.
— Вектор кадровой политики задает стратегия компании. У предприятия есть цель: масштабирование бизнеса на 15-20% ежегодно через увеличение объемов производства, расширение географии рынка, — объясняет директор по персоналу Анастасия Довгобородчик. – Достичь ее без развития ключевых компетенций и создания корпоративной культуры, способствующей творчеству и инновациям, невозможно. Поэтому мы следуем мировому тренду Lifelong learning, что означает непрерывное образование.
«Русская механика» за три года обучила 80% персонала – это более 600 человек. В 2019 году в учебные программы попала половина сотрудников. В 2020-м в условиях пандемии новые знания получили 25% рабочих, столько же – в 2021-м.
Поначалу новшество воспринималось работниками в штыки – зачем им, опытным, учиться, да еще и в свое свободное время? Но стоило только попробовать. Теперь без новых знаний они себя не представляют. В этом году на обучение записались уже 400 человек.
Какие бенефиты получают сотрудники? Тот, кто повысил свою результативность, может рассчитывать на повышение вознаграждения. К слову, только за год зарплата в компании выросла на 20%.
Кроме того, часть «студентов» состоит в управленческом кадровом резерве.
— Мы растим лидеров внутри компании – по индивидуальному плану развития. Если мы видим, что работник не тянет – он исключается из резерва. Если у него все получается – он берет еще одну цель и двигается дальше. Такую систему мы ввели в этом году, — рассказывает Анастасия.
Внутренним обучением на предприятии занимаются сертифицированные бизнес-тренеры. Среди партнеров «РМ» — РГАТУ, ярославский политех, МГТУ им. Баумана – здесь работники изучают технические направления. Менеджерские компетенции они получают в коммерческих профильных центрах Москвы, Санкт-Петербурга. Стратегический маркетинг и финансовый менеджмент для руководителей преподают в Высшей школе экономики.
— Клиентоориентированность и цифровые компетенции – непрерывное обучение и инновации, критическое мышление, сетевое взаимодействие, совершенство исполнения – ключевые на сегодня. Если промышленные предприятия делают ставку на обучение техническим знаниям и прислушиваются к голосу заказчика, то РМ как рыночная компания большое внимание уделяет «голосу клиента», — поясняет директор по персоналу. – Наши сотрудники учатся креативно мыслить, планировать, работать в команде и достигать результата.
Ничто не объединяет коллег лучше, чем общий проект. Вместе они разрабатывают новые продукты, модернизируют оборудование, внедряют новые производственные и организационные технологии. В качестве яркого примера Анастасия приводит участие команды «Русской механики» в образовательной программе «Лидеры производительности», которая реализуется Всероссийской академией внешней торговли Минэкономразвития РФ. В итоге обучения технологи компании создали стратегический проект «Оценка конкурентоспособности РМ на рынке».
Показательный результат индивидуального обучения проектному управлению – у конструктора Дениса Пожарского. Весной специалист «прокачался» в Высшей школе экономики и сейчас ведет свой проект по модернизации легкого снегохода Tiksy. Полученные знания позволили ему включить бизнес-мышление, взглянуть на проект с точки зрения затрат, инвестиций, дальнейшей окупаемости продукта.
Объединяют коллег и спортивные активности, участие в общегородских слетах, интеллектуальных играх и добрые дела. Коллеги волонтерят на Деминском марафоне, на региональном Кубке по фристайлу, помогают детским домам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проводят экскурсии по предприятию для школьников и студентов. В этом году на РМ побывали 300 ребят, в числе которых студенты МГУ.
— Интегрировать идею в готовое изделие – целая наука, — говорит главный конструктор предприятия Александр Крючков. — Старыми знаниями жить нельзя, рынок динамичен. Все разговоры о цифровизации идут через практическое апробирование. При создании новых изделий мы исповедуем проектный подход.
По словам руководителя, все вузы работают в разных программах, поэтому новоиспеченных специалистов нередко приходится переучивать. Мало знать основы конструирования, нужно владеть и технологиями.
Новый тренд, подвинувший двигатель внутреннего сгорания, – электроприводы, батареи и контроллеры, а значит, требуются люди, которые в них разбираются.
Самая молодая команда конструкторов на РМ сейчас колдует над электроснегоходом. В ней — выпускник Ивановского энергетического университета Дмитрий Шевелев, бывший воспитанник «Кванториума» Дмитрий Крылов – юноша учится на 2-м курсе вуза и работает на РМ по совместительству – и Алексей Зверев, прошедший обучение в МГТУ им. Баумана.
— Дефицит кадров есть, как везде, — говорит Александр. — Технических специалистов растят долго, а с привязкой к конкретной отрасли тем более. Это точечная подготовка, фактически самообразование. Уникальность нашей компании в том, что сотрудники видят продукт целиком, начиная от листа металла до готового изделия. У них есть возможность спроектировать, попробовать и увидеть, как это эксплуатируется. Это же очень интересно!
В Рыбинске много промышленных предприятий, испытывающих примерно одинаковые потребности в кадрах. Поэтому, по словам начальника производства РМ Алексея Солодова, работодателю важно создать такие условия, чтобы сотрудник захотел остаться и мог раскрыть свой творческий потенциал.
— Он должен ходить на работу не просто зарабатывать деньги, а получать удовольствие от совместного созидательного процесса с коллегами. А возможно это только когда все, от рабочих до начальства, находятся на одной волне, — говорит Алексей.
При наборе персонала стереотипы – в сторону, считает Солодов. Есть убеждение, что слесарем по сборке может быть только мужчина. А оказывается, женские руки работают скрупулезнее и качественнее. И опыт РМ тому подтверждение: Анжела Кондратьева из цеха 95 отвечает за переборку трансмиссии, а Елена Киселева из цеха 30 комплектует пластиковые детали на узловой сборке.
— Но не все определяется только профессионализмом рук, — говорит Алексей. Современному предприятию нужны молодые, быстрые мозги. Прелесть снегоходного производства в том, что здесь нет скучной механической работы. Зачастую весь процесс нужно сначала выстроить в голове.
Сегодня молодежь не идет учиться на токарей, да и никто не учит. Если уж мы говорим об инновациях, куда интереснее работать на станке с программным управлением.
— Причем это уровень не ПТУ. К нам приходят выпускники техникумов, у некоторых станочников – высшее образование. Многие продолжают учиться заочно, — поясняет начальник цеха 30 Александр Шлыков, в подчинении которого 195 человек.
Кроме того, каждый год слесари, сварщики, операторы станков с ЧПУ повышают квалификацию. Сегодня в компании нужны слесари механосборочных работ.
— По нашему цеху увеличение нормочасов по бизнес-плану на 2022 год составляет 27%, нам дополнительно нужно 18 человек, — говорит начальник производства.
Новые кадры РМ подбирает из своих вчерашних практикантов. Они уже знают, чего ожидать от предприятия, и охотно откликаются на предложение стать частью команды. Чтобы охватить как можно больше выпускников, мастера и начальники цехов планируют выезжать в учебные заведения.
— Службу производства считаю одной из самых передовых, — говорит Алексей Солодов. – Я ценю вклад каждого – от рядового слесаря, сварщика, мастера до начальников цехов, их замов. Те мысли, которые они реализуют на рабочих местах, – задел на будущее.