Главное Темы 11 марта 2022 10:00

Невеселые молочники

Почему дорожает молоко? Узнаем у производителя

Практически каждый день на нашем столе бывают молоко, творог, йогурты, сливочное масло. Молоко включено государством в список социально значимых продуктов. Только цены на него совсем не социальные. Молочный рынок изрядно штормит. Еще с прошлого года. И, похоже, будет еще хуже.

О непростом положении молочников, недобросовестных перекупщиках и влиянии новых санкций разговариваем с коммерческим директором рыбинского предприятия «Молочные продукты» Александром Николаевым.

Молоко убежало

Ведущие производители молочной продукции заявили о росте цен. Как дела у нас, в Рыбинске?

По словам Александра, очередной рост подорожания молока не минует и местного производителя. Ориентировочно это произойдет в апреле.

— За последние полгода мы вынуждены повысить стоимость молока уже в четвертый раз – на 5-7%, — говорит Александр. — За последние десять лет такого раньше не случалось.

Виноваты в этом, конечно, не коровы. Аграрии жалуются на подорожание импортных кормов и витаминных добавок к ним. Скачет в цене упаковка. Избалованные вниманием столичных перекупщиков колхозники каждый месяц выдают новые прайсы, некоторые и вовсе не брезгуют шантажом, не хотите по такой цене – продадим другим. И им есть кому продать.

— В регионе 12 производителей молочной продукции, четыре из них – в Рыбинске. Молока не хватает. Получить один и тот же объем у колхозов невозможно – все расписано, — говорит Николаев.

Между тем рыбинцы потребляют 70-80 тонн молочной продукции ежедневно. Сейчас «Рыбинский молочный завод» закупает молоко в нескольких колхозах Рыбинского района, в том числе в Милюшине, Погорелке, Глебове – в среднем по 20 тонн в день.

Туда и в другие колхозы на периферии едут производители из крупных городов. Предлагая более высокую цену за литр сырья, они скупают большую его часть. Конкурировать с ними рыбинцы не могут.

— Иначе наш продукт на полке будет продаваться по московской цене. Сейчас упаковка молока в столице стоит в среднем 100 рублей, — объясняет Николаев. — В условиях и без того тяжелого года это становится реальной проблемой.

Особенно обидно, когда местное молоко сначала уезжает от нас, а потом возвращается на наши же полки уже в виде йогуртов и творожков.

При этом заключить с колхозниками договор, например на квартал, и быть уверенными в объемах и непоколебимой цене производители не могут. А вот с розничными торговцами их связывают контрактные обязательства. Это значит, в случае нарушения поставки даже по независящим от него причинам завод должен будет платить штраф.

— Поэтому недостающее молоко приходится покупать у тех же перекупщиков по завышенной цене, — говорит Александр.

Все это вынуждает производителя быть в постоянном поиске новых поставщиков. Недавно завод приобрел пробную партию вологодского молока.

Пакет с пакетами

Дополнительную нагрузку в и без того сложном положении молочников создала маркировка. В 2021-м всех производителей обязали печатать на упаковке «Честный знак», гарантирующий потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции. Один такой виртуальный код стоит 50 копеек, плюс 20% НДС, плюс цена самой наклейки и печати. Без всего этого можно было обойтись, считает Александр:

— Это лишь дополнительная нагрузка на кошелек покупателя. Мы давно работаем с системой контроля «Меркурий», каждая капля молока и так отслеживается.

Упаковка – еще одна статья расходов. Причем предприятие приобретает финский картон на пюр-паки для молока и кефира и финскую фольгу для мороженого по курсу доллар-евро, а он, как известно, скакнул вверх.

Альтернативой коробкам могли бы стать ПЭТ-бутылки, но, во-первых, они стоят значительно дороже, во-вторых, это совершенно другая технология розлива молока, другое оборудование.

— Пока мы приостановили закупку тары до понимания ситуации, хорошо, что есть небольшой запас. Производители выставляют условия предоплаты без какой-либо гарантии цен и сроков выполнения заказа, некоторые приостановили деятельность. Но все же ищем альтернативные возможности, — говорит Николаев.

Лето без мороженого?

Впереди сезон мороженого, среди компонентов которого есть заморское сырье с красивым названием – камедь рожкового дерева. Она выступает стабилизатором пломбира, делает его объемным и аппетитным, поддерживает форму продукта. Крахмал с такой задачей не справится, хотя раньше использовали именно его. Не пришлось бы возвращаться к старым технологиям…

По словам Николаева, формально предприятие существует за счет продажи мороженого. Молоко – не маржинальный продукт, продается практически в ноль. Считайте сами. Сегодня цена за сырое доходит до 44 рублей за литр. Упаковка стоит 6 рублей. Плюс расходы на логистику и производство. Конечная цена на полке зависит от наценки ритейлера.

На молочку она может составлять до 30%, на мороженое – до 100%. Рыночная экономика. И это вызывает отчаяние у поставщиков.

— Я точно знаю, что отдал сетям молоко дешевле, тогда почему на полке оно стоит дороже? — возмущается Александр. — Избирательная наценка на социальный продукт не доведет до добра. Некоторые ритейлеры объявили о минимальной наценке на социально значимый продукт, но не для всех, на усмотрение торговой сети. На мой взгляд, это создает опасность появления монополиста в каждом отдельном городе, области.

По словам Александра Николаева, производители остро нуждаются в поддержке государства, которое должно выступить неким регулятором. Паритет цены на полке, единый процент наценки для всех производителей молочной продукции мог бы способствовать росту продаж. Кроме того, это забота о покупателе в такое непростое время.

Хорошую прибыль мог бы принести творог. Предприятие уже который год планирует расширять ассортимент, делать творог и сливочное масло, но постоянно что-то происходит извне. Вот и теперь добиться развития без поддержки государства невозможно.

— Ситуация напряженная. Но мы надеемся, что справимся, и темпы не снижаем. Просто хочется, чтобы все были в равных условиях, — говорит Николаев.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Советский человек 11:18 | 11 марта 2022

Вывод — возвращаться к многоразовой таре, как бы это не нравилось монополюгам. Back to USSR и к другим умным странам.

В.А. 12:23 | 11 марта 2022

Зачем нам, в Рыбинске, картинка с текстом на немецком языке, в котором граждан Германии успокаивают сохранением в 2011 году цен на молоко несмотря на общий рост цен? Нас это как-то утешить должно? «Несмотря на рост цен на продукты питания, покупатели в Германии могут ожидать, что цены на молоко останутся прежними в ближайшем будущем. Промышленность счастлива: 2011 год снова приближается к рекордным показателям производства.» Это Гугл-перевод, возможны неточности.

ММБ 14:25 | 11 марта 2022

Молоко и сметана у многих производителей порошковые. Пальма тоже подорожала. Деваться некуда. Скрытая причина.

Сергей76 20:10 | 11 марта 2022

НЕ ПАНИКУЙТЕ! Наш ВВП дал очередное указание о неповышении цен на значимые продукты питания. Мы верим нашему вождю уже более 20 лет и будем за него стоять до 2032 года. Победа не за горами, тем более он обещал, что продолжительность жизни россиян увеличится, уровень жизни повысится, лечение и лекарства будут доступными, за учебу детей не надо будет платить, цены за ЖКХ понизятся, каждая молодая семья будет обеспечена жильем, и заживем как в раю! Я верю в это, вы сограждане?

    Зеро 14:37 | 13 марта 2022

    Конечно цены повышаться не будут. Только будет как с сахаром. Цены на него в целом стабильны. Но… не купить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме