«Вот идет слон»

Легенде рыбинского спорта Викентию Бацкевичу – 120 лет.

Люди такого масштаба рождаются раз в сто лет. Их помнят даже спустя век. Память о легенде рыбинского спорта Викентии Бацкевиче бережно хранят в спортшколе № 1 Рыбинска – недавно ее переименовали, присвоив имя борца.

В послевоенное полуголодное время 50-летний фронтовик Викентий Бацкевич поднимал рыбинский спорт. Став директором первой спортшколы, сам преподавал классическую борьбу, вел даже акробатику.

Его ученик 81-летний Юрий Иванов вспоминает, что в 1950-х, когда он мальчишкой пришел в спортшколу, Бацкевич был один за всех — тренировал без сменщиков, решал бюрократические вопросы снабжения школы и даже занимался общественной работой как рыбинский депутат.

— Борьбой в середине пятидесятых болел каждый мальчишка. Она была на пике моды. Все хотели быть крепкими, уметь защитить себя и девушку. В моем классе борьбой занимались абсолютно все. А я к ним долго не присоединялся – мечтал летать, — вспоминает ветеран спорта.

Юрий Иванов (в центре) тренировал рыбинских мальчишек после Викентия Бацкевича

К отцу Юрия Иванова часто заходил друг-летчик, маленький Юра восхищался медалями и рассказами фронтовика. Мальчик твердо решил стать летчиком, занимался планеризмом на ул. Фроловской. Но у подростка обнаружили дальтонизм. И он присоединился к одноклассникам – пришел на борьбу.

— Занимались в зале сразу человек 30 разного возраста – и малыши, и выступающие на серьезных турнирах спортсмены. Тренировал Бацкевич нас один. Когда ему приходилось отлучаться по делам, младших обучали старшие. Так с малых лет в нас воспитывались тренерские навыки, — говорит Юрий Иванов.

Первая в Рыбинске спортшкола располагалась в бывшей синагоге на ул. Чкалова. На первом этаже занимались акробатикой и тяжелой атлетикой, а на втором тренировались борцы.

— Условия были не ахти. Вместо матов – одеяла, тряпочные маты не лежали на месте, ползали по спортзалу, разъезжались. Нет-нет да и стукнешься спиной об пол, — смеется ветеран спорта. – Но нам это не мешало заниматься.

И ученик, и учитель жили далеко от спортшколы — в частном секторе Заволжья. И чтобы добраться до спортшколы, им приходилось потратить немало времени.

Зимой туда ходили по льду, летом преодолевали Волгу на теплоходе и грузовом пароме. Возвращаться приходилось поздно вечером. Здесь и родилась легенда о хулиганах, которые напали на знаменитого рыбинского борца.

Бацкевич награждает победителей турнира. Бацкевич на фронте

— Наш тренер уже в преклонном возрасте, было ему тогда около 60 лет, поздним вечером возвращался с работы – шел по льду к себе домой в Заволжье. К нему пристала парочка хулиганов, они потребовали снять хорошее пальто. Он поднял их за шиворот, столкнул лбами и сдал милиционерам, дежурившим у мостков, — рассказывает Иванов.

И добавляет, что не ручается за истинность этой легенды: позже подобный рассказ он слышал и про первого ученика Бацкевича – силача Павла Климатинского. «Только тот уже кидал хулиганов через забор», — смеется ветеран спорта.

Впрочем, и без побед над хулиганами любимый тренер был для мальчишек 50-60-х настоящей легендой. Фронтовик, родственник генерала Батова. Борец с 40-летним стажем, в 1920-е годы встречавшийся на ковре с антифашистом Вернером Зеленбиндером, которого потом казнил Гитлер.

И просто человек с безграничной харизмой.

Та самая легендарная встреча с борцами из Германии. Бацкевич второй справа.

Бацкевич не мог не выделяться среди рыбинцев: огромный, кряжистый, молчаливый, спокойный. Не человек — скала. Наверняка, горожане ярко чувствовали его отдельность, особинку.

— 60-летний Бацкевич мне, мальчишке, конечно, казался пожилым. И одновременно поражала его сила. Он легко делал упражнения на кольцах, шутя кидал двухпудовые гири. Когда Бацкевич шел по городу – твердая походка, выправка, грудь колесом, горожане шептались: «Вот слон идет», — говорит Юрий Иванов.

В конце жизни Бацкевичу пришлось несладко – обострился давний недуг, на который повлияли и спортивные нагрузки, и три года, проведенные в лагере по политической статье. Ему отняли ногу – сначала по колено, затем по бедро. Но тренер не сдавался, продолжал бывать в спортшколе – что-то подсказывать юным борцам, общаться со спортсменами.

— Он тогда воспринимался вечным, кем-то, кто не может просто взять и уйти, умереть. С ним ассоциируется чувство защищенности, даже отеческой заботы. Ведь послевоенное время было полуголодным. Это сегодня ребята, слава богу, сыты, одеты, каждое лето – в лагеря, на море. Мы были полуголодными подростками, которые не вылезали дальше Заволжья, — вспоминает ветеран спорта.

Бацкевич старался вывозить своих ребят на соревнования как можно чаще. Ведь это не только способ проявить себя как спортсмена, но еще и возможность посмотреть мир.

— Спорт позволил нам выглянуть из рыбинского гнезда. На турнирах мы не только выступали – гуляли по красивым местам, ходили на экскурсии. И все это бесплатно – и размещение, и поездка, и питание. Бацкевич старался, чтобы нам было интересно жить. И о поступлении нашем он заботился – писал рекомендации в вузы, — рассказывает Иванов. — Тренер никогда не повышал на нас голос, не прикрикивал, не понукал. Мы его безмерно обожали, буквально в рот ему смотрели. Каждый хотел быть на него похожим. Многие из нас стали тренерами.

И сегодня в рыбинской спортшколе № 1 работают ученики его учеников. После смерти наставника здесь проводят турниры его памяти. Сейчас в «Полете» спортсмены тренируются под портретом легендарного тренера.

1 апреля воспитанники и родные Бацкевича навестят его, возложат цветы к месту захоронения. 2 апреля юные спортсмены покажут, на что способны: в честь Викентия Бацкевича в ДС «Полет» состоятся показательные выступления – греко-римская борьба, грэпплинг, акробатика. А со стены на внучат будет смотреть родоначальник спортшколы.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме