Говоря о Рыбинске промышленном, мы в первую очередь имеем в виду производственных гигантов. Между тем небольшой бизнес тоже активно осваивает эту нишу. Одно из предприятий – «Русоход», которое изобретает и строит технику для летнего и зимнего бездорожья, колесную и гусеничную. Его основатель Сергей Перепелкин рассказывает об испытаниях на прочность распутицей, льдами и кризисом.
Сергей Перепелкин – спец широкого профиля. Он и предприниматель, и автор идей, и разработчик, и технический специалист. Кажется, желание заниматься техникой родилось вместе с ним. С детства он мастерил веломобили и даже дельтаплан из того, что валялось на даче на заднем дворе. Далеко не все изобретения ездили или летали, но мечтать это совершенно не мешало. И эта мечта определила выбор пути.
— В 2006 году я окончил факультет авиадвигателестроения РГАТУ и по логике должен был пойти на «Сатурн», — рассказывает предприниматель. — Но я туда не пошел. Завод – это длинный карьерный путь. А мне хотелось самореализации – и побыстрее.
Впрочем, перепрыгнуть заводскую ступень вчерашнему студенту не удалось. В поисках работы, близкой к полученной специальности, он пришел инженером-конструктором в компанию «Севермаш». И, отработав на производстве пару лет, параллельно стал развивать собственное дело. И это не были проторенные дорожки.
— Я давно увлекался оффроудным туризмом – поездками по бездорожью на подготовленных УАЗиках, а потом и квадроциклах, — рассказывает Сергей. — Во мне всегда жила любовь к активному образу жизни, когда нужно пробивать новые маршруты, добираться туда, куда другие не могут. Постепенно это увлечение переросло еще в одно — своими руками создавать вездеходную технику. К 2014 году я уже не мог совмещать две работы и сделал выбор в пользу собственного бизнеса. Однако с «Севермашем» мы продолжаем сотрудничать и дружить, я остаюсь капитаном молодежной команды предприятия.
Мечта зарабатывать деньги тем, что действительно нравится, стала обретать вполне ясные черты. Компанию, которая начинала как производитель мотособак, назвали «Юкон» – в честь пса компаньона Сергея Перепелкина.
— Первые образцы техники были сварены и собраны своими руками, — рассказывает он. — Сам придумывал, сам крутил гайки. Пригодились навыки джипостроения. В какой-то момент мы переосмыслили тему мотобуксировщиков, так появился первый снегокат. Он был сделан для собственного развлечения. Брали его с собой на Масленицу, «Рыбинскую рыбалку», чтобы удивить народ.
Спереди лыжа, сзади гусеница. Изобретатели стремились научить технику ездить по глубокому снегу и не тонуть в пухляке. А в последнее время – еще и быть экологичной, работать на электроприводе.
Постепенно рыбинцы доросли до вездеходов. Колесные и гусеничные машины они собирают три года. И когда у Перепелкина разошлись пути с компаньоном, встал вопрос о ребрендинге.
— Мы долго размышляли о новом названии, хотели что-то патриотичное и в ноябре прошлого года придумали «Русоход», — говорит руководитель. – Мне нравится, символично получилось. Про российские дороги только ленивый не шутит. А вездеходам они и не нужны.
Вездеход-переломка в исполнении рыбинцев – это такой конструктор, только для взрослых. «Русоходы» собираются из готовых запчастей: мосты от «Волги» или вазовской классики, колеса – «Урал» или КрАЗ, сиденье – от погрузчика, руль – от «Гранты». Из импортного – только двигатель, он китайский. В основе конструкции – сварная рама собственного производства.
— Все вездеходы делаются так же, — поясняет Сергей. — Если речь идет о технике бюджетной или даже средней ценовой категории, никто не занимается глубокой разработкой, не заморачивается, чтобы сделать свои оригинальные детали – все используют готовые заводские узлы. И самое классное – когда удается собрать максимально ремонтопригодную технику из стандартных запчастей, которые всегда можешь купить в магазине.
Кажется, ну что здесь сложного – собрать между собой готовые детали? Но практика показывает, что это далеко не так. Стоит технике покинуть бокс, как начинается самое интересное.
Вездеход – это не про скорость, ветер в лицо и волосы назад. Сорок километров в час – максимум. Но экстрима хватает. В полевых испытаниях участвует команда создателей «русоходов», друзья и единомышленники. Романтики, которых не испугать дикой грунтовкой, болотной топью, лесным бездорожьем, снежной кашей или водными процедурами в реке.
— Что умеют вездеходы? Проще ответить, чего не умеют – летать, — смеется Сергей. — Сам я охотник, и мы часто выезжаем по бездорожью. Каждая поездка на вездеходе как маленькое приключение. Когда происходит нештатная ситуация, ты понимаешь: а вот этот момент в конструкции мы еще не продумали. Однажды мы провалились под лед в Рыбинском водохранилище, и у нас замерзло сцепление. В той конструкции трансмиссии был применен вариатор, что нас и спасло, позволило сохранить работоспособность вездехода.
Прошлой зимой «русоходы» участвовали в настоящей спасательной операции. Зима, двадцать градусов мороза. В двадцати километрах от берега на водохранилище застрял катер на воздушной подушке, сломался двигатель.
— Двумя вездеходами мы сдернули с места примерзший двухтонный катер, а дальше он покатился, как саночки. Солнышко светило, и даже подумалось, что как-то все легко и быстро получилось, — улыбается Сергей. — Но, не доехав метров триста до места дислокации, наш вездеход провалился под лед. Нужно было отвязать динамическую стропу, с помощью которой он буксировал катер. Для того чтобы приподнять заднюю часть вездехода и было легче отвязывать, я встал на передний бампер. В какой-то момент нас начало раскачивать. Возможно, внизу всплыла какая-то льдина. Была небольшая паника: мы же могли перевернуться. Пришлось катапультироваться в воду. Костюм на морозе быстро заледенел, стал как деревянный. Но главное — поездка была познавательной. После нее мы изменили один узел в вездеходе.
В последнее время «русоходы» все чаще выходят в люди. Они постоянные участники открытия и закрытия квадросезона в Демино, фестиваля «Ирма» в Вологодской области. В конце 2021 года рыбинцы впервые участвовали в «Битве вездеходов» в Подмосковье, а недавно – на выставке в рамках Рыбинской промышленной ассамблеи, организованной «Севермаш».
— Когда техника, которую ты сам придумал и, можно сказать, сделал своими руками, штурмует преграды, волнение всегда присутствует, — признается Сергей Перепелкин. — Особенно если это публичные мероприятия, где нужно представить отвагу и водителя, и вездехода. Но когда команда справляется, то испытываешь максимально положительные эмоции. Внутренний мужик хлопает в ладоши!
Спереди лыжа, сзади гусеница. Изобретатели стремились научить технику ездить по глубокому снегу и не тонуть в пухляке. А в последнее время – еще и быть экологичной, работать на электроприводе. Постепенно рыбинцы доросли до вездеходов
За прошлый год рыбинское предприятие выпустило 36 единиц техники: снегокатов и вездеходов. Но это не предел. Руководство нацелено на развитие:
— Хотелось бы вырасти, увеличить количество выпускаемой техники в два раза, дать больше рабочих мест. Для такой небольшой фирмы, как наша, я считаю, это возможно.
Однако именно дефицит рабочих рук, грамотных слесарей и сварщиков – головная боль для вездеходостроителей.
— Ситуация довольно стандартная. Хорошие кадры найти очень сложно. Мы даже готовы брать человека с нуля, всему научить, главное – чтобы была светлая голова и желание работать в команде. Все получится, мы ведь здесь не космические корабли делаем, — полушутя говорит Перепелкин.
Несмотря на сложности, предприниматель считает, что в кризисных реалиях небольшой бизнес может иметь неплохой запас прочности. Маленькая производственная компания реагирует на новые вызовы более гибко, нежели промышленный гигант. Недавно начались трудности с поставками двигателей, и необходимое количество рыбинцы оперативно нашли у разных поставщиков. Но будь «Русоход» крупным предприятием, проблем было бы гораздо больше.
Создатель техники подчеркивает, что впереди им еще многое предстоит преодолеть, да и вездеход мечты еще не построен:
— Хочется создавать технику со стабильным качеством, чтобы не переживать за ее надежность, чтобы ездить на ней было комфортно, а управлять – интуитивно понятно. Ведь сделать просто – это самое сложное. Но сам процесс увлекателен и интересен, когда ты влюблен в свое дело.